Волгоград. День первый.

По­се­тить Вол­го­град бы­ло дав­ним же­ла­ни­ем – и вот оно во­пло­ти­лось в ре­аль­но­сти.

Пре­бы­ва­ние в этом ис­то­ри­че­ском го­ро­де пла­ни­ро­ва­лось 2 дня, по­это­му ре­ши­ли на­чать с про­гул­ки по ули­цам и за­од­но по­се­тить глав­ный му­зей и дру­гие знат­ные ме­ста, ко­то­рые при­вле­кут вни­ма­ние. По­се­ли­лись мы в цен­траль­ном рай­оне в до­воль­но снос­ной го­сти­ни­це без при­тя­за­ний с вме­сти­тель­ным но­ме­ром, мяг­ки­ми (да­же из­лишне) кро­ва­тя­ми и со все­ми со­пут­ству­ю­щи­ми при­чин­да­ла­ми, вклю­ча­ю­щи­ми да­же зав­трак и зуб­ные щет­ки, что встре­ча­ет­ся толь­ко в бо­лее до­ро­гих го­сти­ни­цах. Во­об­щем до­ста­точ­но для ноч­ле­га и пе­ре­ва­ри­ва­ния впе­чат­ле­ний, тем бо­лее до клю­че­вых мест ру­кой по­дать, не ис­поль­зуя же­лез­но­го ко­ня, ко­то­ро­го кста­ти крайне удоб­но мож­но бы­ло при­пар­ко­вать пря­мо под ок­на­ми и ря­дом со вхо­дом.

Железный конь под присмотром Же­лез­ный конь под при­смот­ром

Про­гу­ли­ва­ясь по ули­цам, об­ра­тил вни­ма­ние, что бро­дишь по со­вет­ско­му го­ро­ду из тех са­мых вре­мен, как-буд­то пе­ре­нес­ся в про­шлое – ко­ло­на­ды, круп­ный кир­пич, вен­зе­ля, всё со­от­вет­ству­ет по­сле­во­ен­но­му стро­и­тель­ству, ведь го­род был раз­ру­шен пол­но­стью, весь в ру­и­нах, и по­это­му при­шлось от­стра­и­вать всё пол­но­стью. Ги­гант­ская ра­бо­та, тем бо­лее неко­то­рые зда­ния впе­чат­ля­ют вни­ма­ни­ем к де­та­лям. А как от­рад­но ви­деть их ухо­жен­ность в ны­неш­нее вре­мя.

Дома Волгограда. Пример 1 Дома Волгограда. Пример 2 Дома Волгограда. Пример 3

Осо­бен­но при­ят­но бы­ло встре­тить пре­крас­но со­хра­нив­ше­е­ся улич­ное ис­кус­ство со­вет­ской эпо­хи, ко­то­рое впе­чат­ля­ет да­же сей­час скур­пу­лёз­но­стью, раз­ма­хом и дор­го­виз­ной.

Барельеф советской эпохи Ба­ре­льеф со­вет­ской эпо­хи

Встре­ча­ют­ся и совре­мен­ные об­раз­чи­ки улич­но­го ру­ко­де­лия.

Резные скамейки у аптеки Рез­ные ска­мей­ки у ап­те­ки

Дер­жим путь к на­бе­реж­ной и по­па­да­ем в пер­вое зна­ме­ни­тое ме­сто – пло­щадь Ле­ни­на, где на­хо­дит­ся, соб­ствен­но, па­мят­ник Ле­ни­ну, а по­за­ди него со­хра­нив­ша­я­ся сте­на до­ма Пав­ло­ва с воз­двиг­ну­тым во­круг ме­мо­ри­аль­ным ком­плек­сом. Сте­на и прав­да со­хра­ни­лась тор­це­вая, на ней со­ору­ди­ли ба­ре­льев в па­мять о тра­ги­че­ских со­бы­ти­ях, а к этой стене при­стро­и­ли уже но­вый дом, весь­ма до­стой­ная идея.

Площадь Ленина и Стена дома Павлова Пло­щадь Ле­ни­на и Сте­на до­ма Пав­ло­ва

Даль­ше путь наш до­вел до на­бе­реж­ной, где на­хо­дил­ся глав­ный му­зей – «Ста­лин­грас­кая бит­ва». При­шли мы немно­го рань­ше, по­это­му по­бро­ди­ли во­круг, тем бо­лее ря­дом с му­зе­ем на­хо­ди­лось дру­гое па­мят­ное ме­сто – ру­и­ны мель­ни­цы Гер­гад­та.

Руины мельницы Гергадта. Вид общий. Ру­и­ны мель­ни­цы Гер­гад­та. Вид об­щий.

Ря­дом с ру­и­на­ми ви­ден зна­ме­ни­тая скульп­ту­ра «Тан­цу­ю­щие де­ти» - ко­пия фон­та­на «Дет­ский хо­ро­вод», уста­нов­лен­но­го на При­вок­заль­ной пло­ща­ди. Про­чи­тал, что скуль­пто­ры во­пло­ти­ли зна­ме­ни­тый сни­мок со­вет­ско­го фо­то­гра­фа Эм­ма­ну­и­ла Евзе­ри­хи­на, за­пе­чатлев­ше­го чу­дом уцелев­ший ве­се­лый дет­ский хо­ро­вод на фоне раз­ру­шен­но­го бом­беж­кой Ста­лин­гра­да. Для из­го­тов­ле­ния ос­но­ва­ния этой скульп­ту­ры ар­хи­тек­то­ры ис­поль­зо­ва­ли кир­пи­чи ис­то­ри­че­ских по­стро­ек, рас­по­ло­жен­ных на тер­ри­то­рии Мос­ков­ско­го Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря. Та­кая вот ис­то­рия. Кста­ти, ко­гда про­хо­ди­ли ми­мо, в ка­по­те гру­зо­вич­ка ко­пал­ся ра­бот­ник, как-буд­то этот гру­зо­ви­чок на­хо­дит­ся на хо­ду, ин­те­рес­но, а по­че­му нет, хо­тя, пусть бу­дет так, спро­сить не бы­ло воз­мож­но­сти.

Руины мельницы Гергадта. Вид со стены. Ру­и­ны мель­ни­цы Гер­гад­та. Вид со сте­ны.

Мель­ни­ца, к сло­ву, бы­ла по­стро­е­на в 1904 го­ду нем­цем Гер­гард­том. При вос­ста­нов­ле­нии го­ро­да по­сле вой­ны мель­ни­цу ре­ши­ли оста­вить как есть в ка­че­стве жи­во­го сви­де­тель­ства раз­ру­ши­тель­ной Ста­лин­град­ской бит­вы.

По­до­шло вре­мя по­се­ще­ния му­зея и мы дви­ну­лись внутрь с дру­ги­ми по­се­ти­те­ля­ми. Ха­рак­тер­ный мо­мент, был втор­ник, а по­се­ти­те­лей бы­ло предо­ста­точ­но, к то­му же при­шли школь­ни­ки с со­про­вож­дав­ши­ми их учи­те­ля­ми. Школь­ни­кам до 16 лет, кста­ти, вход бес­плат­ный, мо­мент очень при­ят­ный.

В му­зее сни­мать бы­ло мож­но, но по прав­де ска­зать, бес­смыс­лен­но, по­то­му как ощу­ще­ния и эмо­ции пе­ре­дать ка­ме­рой невоз­мож­но. А эмо­ции бы­ли глу­бо­ки­ми. Я че­ло­век эмо­цио­наль­ный и с раз­ви­той фан­та­зи­ей, по­это­му силь­но по­гру­зил­ся в ат­мо­сфе­ру тех со­бы­тий, тра­гич­ных, тя­же­лых со­бы­тий. Тща­тель­но и скру­пу­лёз­но со­бра­ны экс­по­зи­ции – де­та­ли бы­та, тех­ни­ка, фо­то­гра­фии, лич­ные пред­ме­ты лю­дей, по­ло­жив­ших жиз­ни для по­бе­ды. Бо­лее 1200000 жиз­ней бы­ло от­да­но, непо­сти­жи­мая циф­ра, про­ни­ка­ю­щая в глу­би­ны ду­ши, от ко­то­рой ко­мок за­стре­ва в гор­ле и вы­дав­ли­вал слё­зы.

Не бу­ду по­дроб­но и да­же бег­ло опи­сы­вать экс­по­на­ты, это лиш­нее, му­зеи со­зда­ны для лич­но­го по­се­ще­ния и по­гру­же­ния, каж­дый най­дет там что-то свое, а мо­жет ни­че­го не за­ин­те­ре­су­ет, па­мять име­ет спо­соб­ность за­ти­рать­ся и на­сто­я­щее ото­дви­га­ет опас­но­сти про­шло­го. Я ду­маю ина­че, про­шлое за­бы­вать нель­зя, мир не по­сто­я­нен и опас­но­сти мо­гут воз­ник­нуть ото­всю­ду. Но всё же, ес­ли нет воз­мож­но­сти по­се­тить, есть вир­ту­аль­ный тур, ко­то­рый даст об­щее пред­став­ле­ние о му­зее, но по­се­ще­ние крайне ре­ко­мен­ду­ет­ся, ведь вир­ту­аль­ность по­ка не со­вер­шен­на, дух через ре­аль­ность не пе­ре­дать.

На сим за­кан­чи­ваю рас­сказ, ибо дру­гих па­мят­ных мест в этот день не по­се­ти­ли, а бы­то­вые по­треб­но­сти опи­сы­вать на­доб­но­сти нет, к то­му же уста­ли, по­то­му как про­шли по­ряд­ка 22 ты­сяч ша­гов, мно­го ли ма­ло ли, но от­дых тре­бо­вал­ся для зав­траш­не­го дня.