Стили и направления живописи

Су­ще­ству­ет огром­ное раз­но­об­ра­зие сти­лей и на­прав­ле­ний в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве. Ча­сто они не име­ют чет­ко вы­ра­жен­ных гра­ниц и плав­но пе­ре­хо­дят из од­но­го в дру­гой, на­хо­дясь в непре­рыв­ном раз­ви­тии, сме­ше­нии и про­ти­во­дей­ствии.

Аб­страк­ци­о­низм

(про­изо­шло от лат. abstractio – уда­ле­ние, от­вле­че­ние) – на­прав­ле­ние ис­кус­ства, от­ка­зав­ше­е­ся от при­бли­жен­но­го к дей­стви­тель­но­сти изоб­ра­же­ния форм в жи­во­пи­си и скульп­ту­ре. Од­на из це­лей аб­страк­ци­о­низ­ма – до­сти­же­ние гар­мо­нии, со­зда­ние опре­де­лён­ных цве­то­вых со­че­та­ний и гео­мет­ри­че­ских форм, чтобы вы­звать у со­зер­ца­те­ля раз­но­об­раз­ные ас­со­ци­а­ции. Глав­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми аб­страк­ци­о­низ­ма бы­ли: Ва­си­лий Кан­дин­ский (1866-1944), Па­б­ло Пи­кассо (1881-1973).

Аван­гар­дизм

(про­изо­шло от фр. avant-garde – пе­ре­до­вой от­ряд) – со­во­куп­ность экс­пе­ри­мен­таль­ных, мо­дер­нист­ских, под­черк­ну­то необыч­ных, по­ис­ко­вых на­чи­на­ний в ис­кус­стве 20 ве­ка. Аван­гард­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми яв­ля­ют­ся: фо­визм, ку­бизм, фу­ту­ризм, экс­прес­си­о­низм, аб­страк­ци­о­низм, сюр­ре­а­лизм, ак­ци­о­низм, поп-арт, кон­цеп­ту­аль­ное ис­кус­ство.

Ака­де­мизм

(от фр. academisme) – на­прав­ле­ние в ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си XVI-XIX ве­ков. Ос­но­вы­ва­лось на дог­ма­ти­че­ском сле­до­ва­нии внеш­ним фор­мам клас­си­че­ско­го ис­кус­ства. По­сле­до­ва­те­ли ха­рак­те­ри­зо­ва­ли этот стиль как рас­суж­де­ние над фор­мой ис­кус­ства древ­не­го ан­тич­но­го ми­ра и эпо­хи Воз­рож­де­ния. Ака­де­мизм вос­пол­нял в се­бе тра­ди­ции ан­тич­но­го ис­кус­ства, в ко­то­рых иде­а­ли­зи­ро­ван об­раз на­ту­ры, ком­пен­си­руя при этом нор­му кра­со­ты. В этом сти­ле пи­са­ли Ан­ни­ба­ле, Аго­сти­но и Ло­до­ви­ко Кар­рач­чи, рос­сий­ский ху­дож­ник Ген­рих Се­ми­рад­ский.

Ак­ци­о­низм

(от англ. action art – ис­кус­ство дей­ствия) – хэп­пе­нинг, пер­фор­манс, эвент, ис­кус­ство про­цес­са, ис­кус­ство де­мон­стра­ции и ряд дру­гих форм воз­ник­ших в аван­гар­дист­ском ис­кус­стве 1960-х го­дов. В со­от­вет­ствии с идео­ло­ги­ей ак­ци­о­низ­ма ху­дож­ник дол­жен за­ни­мать­ся ор­га­ни­за­ци­ей со­бы­тий, про­цес­сов. Ак­ци­о­низм стре­мит­ся сте­реть грань меж­ду ис­кус­ством и дей­стви­тель­но­стью. Наи­бо­лее из­вест­ный пред­ста­ви­тель ак­ци­о­низ­ма – Джек­сон Пол­лок.

Ал­ла при­ма

(аля прим) (про­изо­шло от итал. alla prima – в пер­вый мо­мент) – раз­но­вид­ность тех­ни­ки мас­ля­ной жи­во­пи­си, преду­смат­ри­ва­ю­щая вы­пол­не­ние кар­ти­ны (или её фраг­мен­та) за один се­анс, без пред­ва­ри­тель­ных про­пи­сок и под­малев­ка.

Ам­пир

(про­изо­шло от франц. empire – им­пе­рия) – стиль в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­ном ис­кус­стве воз­ник­ший во Фран­ции в на­ча­ле XIX в., в пе­ри­од Пер­вой Им­пе­рии На­по­лео­на Бо­на­пар­та. Ам­пир – финал раз­ви­тия клас­си­циз­ма. Для во­пло­ще­ния ве­ли­че­ства, изыс­кан­но­сти, рос­ко­ши, мо­щи и во­ин­ской си­лы Ам­пи­ру ха­рак­тер­но об­ра­ще­ние к ан­тич­но­му ис­кус­ству: древ­не­еги­пет­ским де­ко­ра­тив­ным фор­мам (во­ен­ные тро­феи, кры­ла­тые сфинк­сы…), этрус­ским ва­зам, пом­пей­ской рос­пи­си, гре­че­ско­му и рим­ско­му де­ко­ру, ре­нес­санс­ных фрес­кам и ор­на­мен­там. Глав­ным пред­ста­ви­те­лем это­го сти­ля был Ж.Л.Да­вид (кар­ти­ны “Клят­ва Го­ра­ци­ев” (1784), “Брут” (1789))

Ани­ма­ли­сти­ка

(про­изо­шло от лат. animal – жи­вот­ное) – жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, в ко­то­ром ос­нов­ным пред­ме­том изоб­ра­же­ния яв­ля­ют­ся жи­вот­ные.

Ап­пли­ка­ция

(про­изо­шло от лат. applicatio – при­кла­ды­ва­ние) – спо­соб со­зда­ния ор­на­мен­тов, изоб­ра­же­ний пу­тём на­кле­и­ва­ния на холст раз­но­цвет­ных ку­соч­ков ка­ко­го-ли­бо ма­те­ри­а­ла.

Ана­хро­низм

(от греч. ana – об­рат­но и hronos – вре­мя), дру­гое на­зва­ние – ги­пер­ма­нье­ризм – од­но из на­прав­ле­ний пост­мо­дер­низ­ма, пред­ла­га­ю­щее ав­тор­скую ин­тер­пре­та­цию ис­кус­ства про­шло­го. Ана­хро­низм воз­ник в кон­це 1970-х гг. в Ита­лии, позд­нее и во Фран­ции. Ма­сте­ра ана­хро­низ­ма: Кар­ло Ма­рия Ма­ри­а­ни, Омар Гал­ли­а­ни, Лу­и­джи Он­та­ни, Сте­фа­но ди Ста­сио, Убаль­до Бар­то­ли­ни, Ан­то­нио Аб­ба­те, Жан Га­руй.

Ан­де­гра­унд

(от англ. underground – под­по­лье, под­зе­ме­лье) – ряд ху­до­же­ствен­ных на­прав­ле­ний в совре­мен­ном ис­кус­стве, про­ти­во­по­став­ля­ю­щих се­бя мас­со­вой куль­ту­ре, мейн­стри­му. Ан­де­гра­унд от­вер­га­ет и на­ру­ша­ет при­ня­тые в об­ще­стве по­ли­ти­че­ские, мо­раль­ные и эти­че­ские ори­ен­та­ции и ти­пы по­ве­де­ния, внед­ряя в по­все­днев­ность асо­ци­аль­ное по­ве­де­ние. В со­вет­ский пе­ри­од в си­лу стро­го­сти ре­жи­ма по­чти вся­кое неофи­ци­аль­ное, т.е. не при­знан­ное вла­стя­ми, ис­кус­ство ока­зы­ва­лось ан­де­гра­ун­дом.

Ар­те по­ве­ра

(от ит. arte povera – бед­ное ис­кус­ство) – ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние, объ­еди­нив­шее ху­дож­ни­ков из Ри­ма, Ту­ри­на, Ми­ла­на и Ге­нуи во вто­рой по­ло­вине XXв. Ху­дож­ни­ки ар­те по­ве­ра ви­зу­а­ли­зи­ро­ва­ли диа­лог меж­ду при­ро­дой и ин­ду­стри­ей, ис­поль­зуя про­мыш­лен­ные или неху­до­же­ствен­ные ма­те­ри­а­лы, хо­те­ли осво­бо­дить твор­че­ство от огра­ни­че­ний тра­ди­ци­он­ных форм ис­кус­ства и ху­до­же­ствен­но­го про­стран­ства, а так­же иг­ра­ли с по­ли­ти­че­ским из­ме­ре­ни­ем ин­ду­стри­аль­ных ма­те­ри­а­лов. Дви­же­ние ста­ло за­мет­ным яв­ле­ни­ем на меж­ду­на­род­ной арт-сцене, на­хо­дясь в про­ти­во­сто­я­нии и диа­ло­ге с ми­ни­ма­лиз­мом в Аме­ри­ке, ко­то­рый так­же ис­поль­зо­вал ин­ду­стри­аль­ные ма­те­ри­а­лы. С точ­ки зре­ния ху­дож­ни­ков ар­те по­ве­ра, ми­ни­ма­лизм за­ни­мал­ся ас­пек­та­ми фор­мы и не за­тра­ги­вал по­э­ти­че­ские, по­ли­ти­че­ские и ис­то­ри­че­ские про­бле­мы, ко­то­рые бы­ли важ­ны для ар­те по­ве­ра. Ар­те по­ве­ра не бы­ло объ­еди­не­ни­ем ху­дож­ни­ков, име­ю­щим свой ма­ни­фест. Это бы­ло преж­де все­го дви­же­ние, ко­то­рое при по­мо­щи ку­ра­то­ра и кри­ти­ка бы­ло при­зна­но и клас­си­фи­ци­ро­ва­но в сво­ей со­во­куп­но­сти.

Арт ну­во

(от фр. art nouveau, бук­валь­но – но­вое ис­кус­ство) – рас­про­стра­нён­ное во мно­гих стра­нах (Бель­гия, Фран­ция, Ан­глия, США и др.) на­зва­ние сти­ля мо­дерн. Са­мый из­вест­ный ху­дож­ник это­го на­прав­ле­ния жи­во­пи­си: Аль­фонс Му­ха.

Арт де­ко

(от фр. art deco, сокр. от decoratif)- на­прав­ле­ние в ис­кус­стве в се­ре­дине 20 ве­ка, обо­зна­чив­шее син­тез аван­гар­да и нео­клас­си­циз­ма, при­шло на сме­ну кон­струк­ти­виз­му. От­ли­чи­тель­ные при­зна­ки это­го на­прав­ле­ния: уста­лость, гео­мет­ри­че­ские ли­нии, рос­кошь, шик, до­ро­гие ма­те­ри­а­лы (сло­но­вая кость, кро­ко­ди­ло­вая ко­жа). Са­мым из­вест­ным ху­дож­ни­ком это­го на­прав­ле­ния яв­ля­ет­ся Та­ма­ра де Лем­пиц­ка(1898-1980).

Аэро­гра­фия

Тех­ни­ка жи­во­пис­но­го пись­ма аэро­гра­фом (в пе­ре­во­де воз­душ­ная кисть – при­бор для тон­ко­го рас­пы­ле­ния крас­ки сжа­тым воз­ду­хом) по тра­фа­ре­ту.

Ба­рок­ко

(про­изо­шло от итал. barocco – стран­ный, при­чуд­ли­вый или от порт. perola barroca – жем­чу­жи­на непра­виль­ной фор­мы, су­ще­ству­ют и дру­гие пред­по­ло­же­ния о про­ис­хож­де­нии это­го сло­ва) – ху­до­же­ствен­ный стиль в ис­кус­стве позд­не­го Воз­рож­де­ния. От­ли­чи­тель­ные при­зна­ки это­го сти­ля: пре­уве­ли­чен­ность раз­ме­ров, из­ло­ман­ность ли­ний, оби­лие де­ко­ра­тив­ных по­дроб­но­стей, тя­жесть и ко­лос­саль­ность.

Би­дер­мей­ер

(от нем. biedermeier – про­сто­душ­ный, обы­ва­тель­ский) – на­прав­ле­ние в немец­ком и ав­стрий­ском ис­кус­стве, рас­про­стра­нён­ное в 1815-1848 го­дах. Стиль яв­ля­ет­ся от­ветв­ле­ни­ем ро­ман­тиз­ма, при­шед­ше­го на сме­ну ам­пи­ру, по­это­му его ино­гда на­зы­ва­ют смесь ам­пи­ра с ро­ман­тиз­мом. В би­дер­мей­е­ре фор­мы сти­ля ам­пир пре­об­ра­зо­вы­ва­лись в ду­хе ин­тим­но­сти и до­маш­не­го уюта. Для сти­ля ха­рак­тер­но тон­кое, тща­тель­ное изоб­ра­же­ние ин­те­рье­ра, при­ро­ды и бы­то­вых де­та­лей. Пред­ста­ви­те­ли би­дер­мей­е­ра в жи­во­пи­си: Г. Ф. Кер­стинг, Лю­двиг Рих­тер, Карл Шпи­ц­вег, Мо­риц фон Швинд и Фер­ди­нанд Вальд­мюл­лер.

Ба­таль­ный жанр

(про­изо­шло от фр. bataille – бит­ва) – жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, в ко­то­ром изоб­ра­жа­ют­ся те­мы вой­ны: сра­же­ния, во­ен­ные по­хо­ды.

Бы­то­вой жанр

(жан­ро­вая жи­во­пись) – жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, в ко­то­ром изоб­ра­жа­ют­ся обы­ден­ные сце­ны из по­все­днев­ной жиз­ни че­ло­ве­ка без при­крас.

Ва­ни­тас

(от лат. vanitas, букв. – «су­е­та, тще­сла­вие») – жанр жи­во­пи­си эпо­хи ба­рок­ко, ал­ле­го­ри­че­ский на­тюр­морт, ком­по­зи­ци­он­ным цен­тром ко­то­ро­го тра­ди­ци­он­но яв­ля­ет­ся че­ло­ве­че­ский че­реп. По­доб­ные кар­ти­ны, ран­няя ста­дия раз­ви­тия на­тюр­мор­та, пред­на­зна­ча­лись для на­по­ми­на­ния о быст­ро­теч­но­сти жиз­ни, тщет­но­сти удо­воль­ствий и неиз­беж­но­сти смер­ти. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил во Фланд­рии и Ни­дер­лан­дах в XVI и XVII ве­ках, от­дель­ные при­ме­ры жан­ра встре­ча­ют­ся во Фран­ции и Ис­па­нии.

Ве­ду­та

Жанр Ве­не­ци­ан­ской жи­во­пи­си 18 ве­ка, в ко­то­ром изоб­ра­жа­ет­ся го­род­ской пей­заж в ви­де па­но­ра­мы, с со­блю­де­ни­ем мас­шта­ба и про­пор­ций. Ве­ли­кий пред­ста­ви­тель это­го сти­ля в жи­во­пи­си – ве­не­ци­ан­ский ху­дож­ник Ка­на­лет­то (1697-1768). В Рос­сии ро­до­на­чаль­ни­ком ар­хи­тек­тур­ной ве­ду­ты бы­ли жи­во­пис­цы Ф.Я. Алек­се­ев, М.Н. Во­ро­бьёв, С.Ф. Щед­рин.

Ве­ризм

(от итал. il verismo, от сло­ва vero – ис­тин­ный, прав­ди­вый) – ре­а­ли­сти­че­ское на­прав­ле­ние в ита­льян­ском изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве кон­ца XIX ве­ка. Тер­мин воз­ник в XVII ве­ке, упо­треб­лял­ся в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве и обо­зна­чал ре­а­ли­сти­че­скую струю в жи­во­пи­си ба­рок­ко. За­тем тер­мин воз­рож­да­ет­ся во вто­рой по­ло­вине XIX ве­ка, яв­ля­ясь обо­зна­че­ни­ем (весь­ма неопре­де­лён­ны­ми рас­плыв­ча­тым) ре­а­ли­сти­че­ско­го и на­ту­ра­ли­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния в ита­льян­ском ис­кус­стве. Са­мы­ми из­вест­ны­ми ху­дож­ни­ка­ми это­го на­прав­ле­ния являютсяДж. Фат­то­ри, С. Ле­га, Т. Синь­ри­ни, О. Бор­ра­ни, В. Ка­бьян­ка,Дж. Аб­ба­ти и др.

Воз­рож­де­ние

РЕНЕССАНС (от фр. renaissance, итал.rinascimento) – эпо­ха в ис­то­рии куль­ту­ры Ев­ро­пы, при­шед­шая на сме­ну куль­ту­ре Сред­них ве­ков и пред­ше­ству­ю­щая куль­ту­ре но­во­го вре­ме­ни. При­мер­ные хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки эпо­хи – XIV-XVI ве­ка. От­ли­чи­тель­ная чер­та эпо­хи воз­рож­де­ния – свет­ский ха­рак­тер куль­ту­ры и её ан­тро­по­цен­тризм (то есть ин­те­рес, в первую оче­редь, к че­ло­ве­ку и его де­я­тель­но­сти). По­яв­ля­ет­ся ин­те­рес к ан­тич­ной куль­ту­ре, про­ис­хо­дит как бы её «воз­рож­де­ние» – так и по­явил­ся тер­мин. Ри­суя кар­ти­ны тра­ди­ци­он­ной ре­ли­ги­оз­ной те­ма­ти­ки, ху­дож­ни­ки на­ча­ли ис­поль­зо­вать но­вые ху­до­же­ствен­ные при­ё­мы: по­стро­е­ние объ­ем­ной ком­по­зи­ции, ис­поль­зо­ва­ние пей­за­жа на зад­нем плане, что поз­во­ли­ло им сде­лать изоб­ра­же­ния бо­лее ре­а­ли­стич­ны­ми, ожив­лен­ны­ми. Это рез­ко от­ли­ча­ло их твор­че­ство от преды­ду­щей ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, изоби­лу­ю­щей услов­но­стя­ми в изоб­ра­же­нии. Наи­бо­лее из­вест­ные ху­дож­ни­ки это­го пе­ри­о­да: Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли (1447-1515),Лео­нар­до да Вин­чи (1452-1519), Ра­фа­эль Сан­ти (1483-1520),Ми­ке­лан­дже­ло Бу­о­нар­ро­ти (1475-1564), Ти­ци­ан (1477-1576),Ан­то­нио Кор­реджо (1489-1534), Иеро­ним Босх (1450-1516),Аль­брехт Дю­рер (1471-1528).

Гео­мет­ри­че­ский аб­страк­ци­о­низм

Вид аб­стракт­но­го ис­кус­ства, ком­по­зи­ции ко­то­ро­го по­стро­е­ны из огра­ни­чен­но­го на­бо­ра пра­виль­ных форм и ос­нов­ных цве­тов.

Ги­пер­ре­а­лизм

ФОТОРЕАЛИЗМ, СУПЕРРЕАЛИЗМ – стиль в жи­во­пи­си и скульп­ту­ре, ос­но­ван­ный на фо­то­ре­а­ли­за­ции объ­ек­та. Ги­пер­ре­а­лизм воз­ник в США в се­ре­дине 20 ве­ка. Глав­ная цель ги­пер­ре­а­лиз­ма по­ка­зать дей­стви­тель­ность.

Го­род­ской пей­заж

(ар­хи­тек­тур­ный пей­заж) – жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, в ко­то­ром ос­нов­ным пред­ме­том изоб­ра­же­ния яв­ля­ют­ся го­род­ские ули­цы, зда­ния.

Го­ти­ка

(про­изо­шло от итал. gotico – непри­выч­ный, вар­вар­ский) – пе­ри­од в раз­ви­тии сред­не­ве­ко­во­го ис­кус­ства, охва­ты­вав­ший по­чти все об­ла­сти куль­ту­ры и раз­ви­вав­ший­ся на тер­ри­то­рии За­пад­ной, Цен­траль­ной и от­ча­сти Во­сточ­ной Ев­ро­пы с XII по XV век. Го­ти­ка за­вер­ши­ла раз­ви­тие ев­ро­пей­ско­го сред­не­ве­ко­во­го ис­кус­ства, воз­ник­нув на ос­но­ве до­сти­же­ний ро­ман­ской куль­ту­ры, а в эпо­ху Воз­рож­де­ния ис­кус­ство сред­не­ве­ко­вья счи­та­лось «вар­вар­ским». Го­ти­че­ское ис­кус­ство бы­ло куль­то­вым по на­зна­че­нию и ре­ли­ги­оз­ным по те­ма­ти­ке. Оно об­ра­ща­лось к выс­шим бо­же­ствен­ным си­лам, веч­но­сти, хри­сти­ан­ско­му ми­ро­воз­зре­нию. Го­ти­ка в сво­ем раз­ви­тии под­раз­де­ля­ет­ся на Ран­нюю го­ти­ку, Пе­ри­од рас­цве­та, Позд­нюю го­ти­ку.

Гра­фи­ка

Ис­кус­ство изоб­ра­же­ния пред­ме­тов кон­тур­ны­ми ли­ни­я­ми и штри­ха­ми. Ино­гда в гра­фи­ке до­пус­ка­ет­ся при­ме­не­ние цвет­ных пя­тен, но здесь они иг­ра­ют вспо­мо­га­тель­ную роль.

Гри­зайль

(про­изо­шло от фр. grisaille, от gris – се­рый) – вид де­ко­ра­тив­ной жи­во­пи­си, вы­пол­ня­е­мой в раз­ных от­тен­ках ка­ко­го-ли­бо од­но­го цве­та (ча­ще се­ро­го). Гри­зайль при­ме­ня­ет­ся с 17 ве­ка, ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в рос­пи­сях ин­те­рье­ров клас­си­циз­ма, глав­ным об­ра­зом как ими­та­ция скульп­тур­но­го ре­лье­фа.

Да­да­изм

(про­изо­шло от фр. dadaisme, dada – де­ре­вян­ная ло­шад­ка; в пе­ре­нос­ном смыс­ле – бес­связ­ный дет­ский ле­пет) – мо­дер­нист­ское ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ное те­че­ние 1916-1922 го­дов, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны со­зна­тель­ный ир­ра­цио­на­лизм и де­мон­стра­тив­ный ан­ти­эс­те­тизм. За­ро­дил­ся во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны в Цю­ри­хе (Швей­ца­рия), как ре­ак­ция на по­след­ствия вой­ны, же­сто­кость ко­то­рой, по мне­нию да­да­и­стов, под­черк­ну­ла бес­смыс­лен­ность су­ще­ство­ва­ния. Ра­цио­на­лизм и ло­ги­ка объ­яв­ля­лись од­ни­ми из глав­ных ви­нов­ни­ков опу­сто­ша­ю­щих войн и кон­флик­тов. Ис­хо­дя из это­го, да­да­и­сты счи­та­ли, что совре­мен­ную ев­ро­пей­скую куль­ту­ру необ­хо­ди­мо уни­что­жить через раз­ло­же­ние ис­кус­ства. Са­мые из­вест­ные да­да­и­сты: Ханс Арп (1886-1966), Мар­сель Дю­шан (1887-1968),Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Су­по (1897-1990), Три­стан Тца­ра (1896-1963).

Де­ко­ра­тив­ная жи­во­пись

Жи­во­пись, со­здан­ная с це­лью укра­ше­ния ин­те­рье­ра или до­пол­не­ния к ди­зай­ну по­ме­ще­ния.

Ди­ви­зи­о­низм

(от франц. division – раз­де­ле­ние), пу­ан­ти­лизм – на­прав­ле­ние нео­им­прес­си­о­низ­ма, пись­мо раз­дель­ны­ми чет­ки­ми маз­ка­ми в ви­де то­чек или мел­ких квад­ра­тов. Сме­ше­ние цве­тов с об­ра­зо­ва­ни­ем от­тен­ков про­ис­хо­дит на эта­пе вос­при­я­тия кар­ти­ны зри­те­лем. Са­мые из­вест­ные ху­дож­ни­ки, пи­сав­шие в этом сти­ле:Жорж Сё­ра (1859 – 1891), Поль Си­ньяк (1863-1935), Ан­ри Ма­тисс (1869-1954), Ка­миль Пис­сар­ро, Лю­сьен Пис­сар­ро, Ан­ри Эд­мон Кросс, Шарль Тео­фил Ан­гран, Мак­си­ми­ли­ан Люс, Ип­по­лит Пти­жан, Жорж Лем­мен, Тео Ван Риссель­бер­ге, Джо­ван­ни Се­ган­ти­ни, Ни­ко­лай Ме­ще­ря­ков.

Им­прес­си­о­низм

(от фр. impression – впе­чат­ле­ние) – на­прав­ле­ние в ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си, за­ро­див­ше­е­ся во Фран­ции в се­ре­дине 19 ве­ка. Им­прес­си­о­ни­сты из­бе­га­ли вся­ких по­дроб­но­стей в ри­сун­ке и пы­та­лись уло­вить об­щее впе­чат­ле­ние от то­го, что ви­дит глаз в кон­крет­ный мо­мент. Это­го эф­фек­та они до­сти­га­ли при по­мо­щи цве­та и фак­ту­ры. Са­мые из­вест­ные ху­дож­ни­ки это­го на­прав­ле­ния жи­во­пи­си: Мане, Ре­ну­ар, Се­занн, Де­га, Моне, Пис­сар­ро.

Ип­пи­че­ский жанр

(про­изо­шло от греч. hippos – ло­шадь) – жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, в ко­то­ром глав­ным мо­ти­вом яв­ля­ет­ся изоб­ра­же­ние ло­ша­ди.

Ис­то­ри­че­ский жанр

Жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, по­свя­щен­ный ис­то­ри­че­ским со­бы­ти­ям и де­я­те­лям, а так­же со­ци­аль­но зна­чи­мым яв­ле­ни­ям в ис­то­рии об­ще­ства.

Ка­прич­чо

(про­изо­шло от итал. capriccio, бук­валь­но – ка­приз, при­хоть) – ар­хи­тек­тур­ный пей­заж-фан­та­зия. Са­мые из­вест­ные ху­дож­ни­ки пи­сав­шие ка­прич­чо: Фран­че­ско Гвар­ди, Ан­то­нио Ка­на­лет­то.

Ка­ра­ва­джизм

Стиль ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си эпо­хи ба­рок­ко, по­явив­ший­ся в Ри­ме в кон­це XVI ве­ка. Ос­но­во­по­лож­ни­ком это­го сти­ля счи­та­ет­ся Ка­ра­ва­д­жо. Ка­ра­ва­д­жо ока­зал огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие ев­ро­пей­ской ре­а­ли­сти­че­ской жи­во­пи­си.

Ре­во­лю­ция Ка­ра­ва­д­жо в об­ла­сти фор­мы и ико­но­гра­фии жи­во­пи­си яви­лась ре­зуль­та­том ра­ди­каль­но­го из­ме­не­ния от­но­ше­ний меж­ду ху­дож­ни­ком и внеш­ним ми­ром. Для ка­ра­ва­джиз­ма ха­рак­тер­ны: де­мо­кра­тизм ху­до­же­ствен­ных иде­а­лов; ин­те­рес к непо­сред­ствен­но­му вос­про­из­ве­де­нию на­ту­ры; дра­ма­ти­за­ция изоб­ра­же­ния с по­мо­щью кон­тра­стов све­та и те­ни; стрем­ле­ние пе­ре­дать ощу­ще­ние ося­за­е­мой ма­те­ри­аль­но­сти пред­ме­тов; круп­ные пла­ны; мо­ну­мен­та­ли­за­ция жан­ро­вых мо­ти­вов; бы­то­вая трак­тов­ка ре­ли­ги­оз­ных и ми­фо­ло­ги­че­ских сю­же­тов.

Китч

Китч (от нем. kitsch – без­вку­си­ца) – тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий од­но из наи­бо­лее оди­оз­ных яв­ле­ний мас­со­вой куль­ту­ры, си­но­ним псев­до­ис­кус­ства, в ко­то­ром ос­нов­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся экс­тра­ва­гант­но­сти внеш­не­го об­ли­ка, крик­ли­во­сти его эле­мен­тов. По су­ти, китч – раз­но­вид­ность пост­мо­дер­низ­ма. Китч – это мас­со­вое ис­кус­ство для из­бран­ных. Про­из­ве­де­ние, при­над­ле­жа­щее к кит­чу, долж­но быть сде­ла­но на вы­со­ком ху­до­же­ствен­ном уровне, в нем дол­жен быть увле­ка­тель­ный сю­жет, но это не на­сто­я­щее про­из­ве­де­ние ис­кус­ства в вы­со­ком смыс­ле, а ис­кус­ная под­дел­ка под него. В кит­че мо­гут быть глу­бо­кие пси­хо­ло­ги­че­ские кол­ли­зии, но там нет под­лин­ных ху­до­же­ствен­ных от­кры­тий и от­кро­ве­ний.

Клас­си­цизм

(про­изо­шло от лат. classicus – об­раз­цо­вый) – ху­до­же­ствен­ный стиль и эс­те­ти­че­ское на­прав­ле­ние в ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве 17 – на­ча­ла 19 вв., од­ной из важ­ных черт ко­то­рых яв­ля­лось об­ра­ще­ние к об­ра­зам и фор­мам ан­тич­ной ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства, как иде­аль­но­му эс­те­ти­че­ско­му эта­ло­ну. Ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, с точ­ки зре­ния клас­си­циз­ма, долж­но стро­ить­ся на ос­но­ва­нии стро­гих ка­но­нов, тем са­мым, об­на­ру­жи­вая строй­ность и ло­гич­ность са­мо­го ми­ро­зда­ния. Ин­те­рес для клас­си­циз­ма пред­став­ля­ет толь­ко веч­ное и неиз­мен­ное. В каж­дом яв­ле­нии он стре­мит­ся рас­по­знать толь­ко су­ще­ствен­ные, ти­по­ло­ги­че­ские чер­ты, от­бра­сы­вая слу­чай­ные ин­ди­ви­ду­аль­ные при­зна­ки. Эс­те­ти­ка клас­си­циз­ма при­да­ёт огром­ное зна­че­ние об­ще­ствен­но-вос­пи­та­тель­ной функ­ции ис­кус­ства. Мно­гие пра­ви­ла и ка­но­ны клас­си­цизм бе­рет из ан­тич­но­го ис­кус­ства.

Клу­а­зо­низм

(от фр. cloison – пе­ре­го­род­ка) – тер­мин, пе­ре­не­сен­ный в жи­во­пись из при­клад­но­го ис­кус­ства. Суть дан­ной си­сте­мы за­клю­ча­ет­ся в том, что все по­лот­но раз­де­ля­ет­ся на несколь­ко плос­ко­стей раз­но­го цве­та в со­от­вет­ствии с изоб­ра­жа­е­мы­ми фигу­ра­ми или пред­ме­та­ми. Каж­дая из этих плос­ко­стей очер­чи­ва­ет­ся при­чуд­ли­во из­ги­ба­ю­щей­ся ши­ро­кой кон­тур­ной ли­ни­ей, как в вит­ра­жах свин­цо­вы­ми пе­ре­го­род­ка­ми. Глав­ная роль в клу­а­зо­низ­ме от­во­дит­ся чи­стым кон­траст­ным цве­там, ко­то­рые при­да­ют жи­во­пис­ной плос­ко­сти осо­бый де­ко­ра­тив­ный эф­фект, под­ни­мая ли­нию го­ри­зон­та и раз­ру­шая при­выч­ную пер­спек­ти­ву на­тур­но­го про­стран­ства. Фигу­ры упло­ща­ют­ся и ста­но­вят­ся по­хо­жи­ми на те­ни. Эта ма­не­ра пись­ма раз­ра­бо­та­на Эмиль Бер­на­ром и Л.Ан­ке­те­ном в 1887 г.

Кон­струк­ти­визм

На­прав­ле­ние в со­вет­ском ис­кус­стве 20-х гг. ХХ в. Сто­рон­ни­ки кон­струк­ти­виз­ма, вы­дви­нув за­да­чу кон­стру­и­ро­ва­ния окру­жа­ю­щей сре­ды, ак­тив­но на­прав­ля­ю­щей жиз­нен­ные про­цес­сы, стре­ми­лись осмыс­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие воз­мож­но­сти но­вой тех­ни­ки, ее ло­гич­ных, це­ле­со­об­раз­ных кон­струк­ций, а так­же эс­те­ти­че­ские воз­мож­но­сти та­ких ма­те­ри­а­лов, как ме­талл, стек­ло, де­ре­во. По­каз­ной рос­ко­ши кон­струк­ти­ви­сты стре­ми­лись про­ти­во­по­ста­вить про­сто­ту и под­черк­ну­тый ути­ли­та­ризм но­вых пред­мет­ных форм, в чем они ви­де­ли ове­ществ­ле­ние де­мо­кра­тич­но­сти и но­вых от­но­ше­ний меж­ду людь­ми.

Кос­мизм

(от греч. kosmos – ор­га­ни­зо­ван­ный мир, kosma – укра­ше­ние) – ху­до­же­ствен­но-фило­соф­ское ми­ро­воз­зре­ние, в ос­но­ве ко­то­ро­го рас­по­ла­га­ет­ся зна­ние о Кос­мо­се и пред­став­ле­ние о че­ло­ве­ке как о граж­да­нине Ми­ра, а так­же о мик­ро­кос­мо­се, по­доб­ном Мак­ро­кос­мо­су. Кос­мизм свя­зан с аст­ро­но­ми­че­ски­ми зна­ни­я­ми о Все­лен­ной.

Ку­бизм

(от фр. cubisme, про­изо­шло от cube – куб) – мо­дер­нист­ское на­прав­ле­ние в жи­во­пи­си на­ча­ла ХХ ве­ка, ко­то­рое вы­дви­ну­ло на пер­вый план фор­маль­ную за­да­чу кон­стру­и­ро­ва­ния объ­ём­ной фор­мы на плос­ко­сти, све­дя к ми­ни­му­му изоб­ра­зи­тель­но-по­зна­ва­тель­ные функ­ции ис­кус­ства. Сло­во “ку­би­сты” бы­ло упо­треб­ле­но в 1908 и 1909 фран­цуз­ским кри­ти­ком Л. Во­се­лем как на­смеш­ли­вое про­зви­ще груп­пы ху­дож­ни­ков, изоб­ра­жав­ших пред­мет­ный мир в ви­де ком­би­на­ции гео­мет­ри­че­ских тел или фигур. Са­мый из­вест­ный ху­дож­ник это­го на­прав­ле­ния жи­во­пи­си: Па­б­ло Пи­кассо (1881-1973).

Ку­бо­фу­ту­ризм

На­прав­ле­ние в ис­кус­стве аван­гар­да в на­ча­ле ХХ ве­ка, со­еди­нив­шее в се­бе на­ра­бот­ки ита­льян­ских фу­ту­ри­стов и фран­цуз­ских ку­би­стов.

Са­мые из­вест­ные ху­дож­ни­ки ку­бо­фу­ту­риз­ма: Ка­зи­мир Мале­вич,Да­вид Бур­люк, Иван Клю­ин, Алек­сандра Экс­тер, На­та­лья Гон­ча­ро­ва, На­деж­да Удаль­цо­ва, Лю­бовь По­по­ва, Оль­га Ро­за­но­ва, Иван Пу­ни.

Ло­уб­роу арт

ПОП-СЮРРЕАЛИЗМ (от англ. lowbrow – ма­ло­об­ра­зо­ван­ный, непри­тя­за­тель­ный) – на­прав­ле­ние в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве, воз­ник­шее в Лос-Ан­дже­ле­се в кон­це 1970-х го­дов. На ста­нов­ле­ние ло­уб­роу ар­та по­вли­я­ли панк-му­зы­ка, поп-ис­кус­ство и дру­гие суб­куль­ту­ры. У ис­то­ков дви­же­ния сто­я­ли под­зем­ные ка­ри­ка­ту­ри­сты Ро­берт Уи­льямс и Гэ­ри Пэн­тер, и ху­дож­ни­ки Гэ­ри Бай­см­эн и Тим Бис­куп.)

Лу­чизм

Жи­во­пис­ное на­прав­ле­ние в рус­ском ис­кус­стве 1910-х гг. При­ду­ма­ли этот стиль М. Ф. Ла­ри­о­нов и Н.С. Гон­ча­ро­ва. Лу­чизм это аб­стракт­ное ис­кус­ство, ос­но­ван­ное на вме­ще­ние све­то­вых спек­тров и све­то­пе­ре­да­чи.

Ма­нье­ризм

(от итал. manierismo, от maniera – ма­не­ра, стиль) – стиль в ис­кус­стве, ос­но­ван­ный на усво­е­нии ма­не­ры ка­ко­го-ни­будь боль­шо­го ма­сте­ра или опре­де­лен­ной ху­до­же­ствен­ной шко­лы.

Ме­та­ре­а­лизм

(про­изо­шло от греч. meta – меж­ду, по­сле, через и геalis – ве­ще­ствен­ный, дей­стви­тель­ный) – ре­а­лизм мно­гих ре­аль­но­стей, свя­зан­ных непре­рыв­но­стью ме­та­бо­ли­че­ских пре­вра­ще­ний и пе­ре­мен со­сто­я­ний. Есть ре­аль­ность, от­кры­тая зре­нию му­ра­вья, и ре­аль­ность, от­кры­тая блуж­да­нию элек­тро­на, и ре­аль­ность, свёр­ну­тая в ма­те­ма­ти­че­скую фор­му­лу. Ме­та­ре­аль­ный об­раз, ме­та­мор­фо­за, ме­та­бо­ла – спо­соб вза­и­мо­свя­зи всех этих ре­аль­но­стей, утвер­жде­ние их рас­ту­ще­го един­ства.

Ми­зе­ра­би­лизм

(от фр. miserable – несчаст­ный) – на­прав­ле­ние изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, за­ро­див­ше­е­ся во Фран­ции по­сле 1940-х го­дов. В рам­ках дан­но­го на­прав­ле­ния, на пер­вое ме­сто вы­но­сят­ся прин­ци­пы фигу­ра­тив­но­сти, сю­жет­но-дра­ма­ти­че­ское на­ча­ло в жи­во­пи­си и гра­фи­ке, с под­чер­ки­ва­ни­ем тра­ги­че­ской об­ре­чен­но­сти, «по­ки­ну­то­сти» че­ло­ве­ка в ми­ре. Ос­но­во­по­лож­ни­ком ми­зе­ра­би­лиз­ма счи­та­ет­ся Фран­сис Грю­бер.

Ми­ни­ма­лизм

(про­изо­шло от англ. minimal art – ми­ни­маль­ное ис­кус­ство) – ху­до­же­ствен­ное те­че­ние, ис­хо­дя­щее из ми­ни­маль­ной транс­фор­ма­ции ис­поль­зу­е­мых в про­цес­се твор­че­ства ма­те­ри­а­лов, про­сто­ты и еди­но­об­ра­зия форм, мо­но­хром­но­сти, твор­че­ско­го са­мо­огра­ни­че­ния ху­дож­ни­ка. Для ми­ни­ма­лиз­ма ха­рак­те­рен от­каз от субъ­ек­тив­но­сти, ре­пре­зен­та­ции, ил­лю­зи­о­низ­ма. От­вер­гая клас­си­че­ские при­е­мы и тра­ди­ци­он­ные ху­до­же­ствен­ные ма­те­ри­а­лы, ми­ни­ма­ли­сты ис­поль­зу­ют про­мыш­лен­ные и при­род­ные ма­те­ри­а­лы про­стых гео­мет­ри­че­ских форм и ней­траль­ных цве­тов (чер­ный, се­рый), ма­лых объ­е­мов, при­ме­ня­ют се­рий­ные, кон­вей­ер­ные ме­то­ды ин­ду­стри­аль­но­го про­из­вод­ства. Ми­ни­ма­лизм воз­ник в США в пер­вой по­ло­вине 60-х гг. Сре­ди наи­бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ных ми­ни­ма­ли­стов: К. Ан­дре, М. Боч­нер,У. Де Ма­риа, Д. Фл­э­вин, С. Ле Витт, Р. Мэн­голд, Б. Мэр­ден, Р. Мор­рис, Р. Райм­эн.

Мо­дерн

(про­изо­шло от фр. moderne – но­вей­ший, совре­мен­ный) – cтиль в ев­ро­пей­ском и аме­ри­кан­ском иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мо­дерн пе­ре­осмыс­ли­вал и сти­ли­зо­вал чер­ты ис­кус­ства раз­ных эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpин­ципax асим­мет­рии, ор­на­мен­таль­но­сти и де­ко­ра­тив­но­сти. Его от­ли­чи­тель­ны­ми осо­бен­но­стя­ми яв­ля­ют­ся: от­каз от пря­мых ли­ний и уг­лов в поль­зу бо­лее есте­ствен­ных, при­род­ных ли­ний. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзи­циoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa – oби­лиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, на­по­ми­на­ю­щих pacтитeльныe фopмы. Ху­дож­ни­ки, пи­сав­шие в сти­ле мо­дерн: Поль Го­ген (1848-1903), Гу­став Климт (1862-1918).

Мо­дер­низм

(про­изо­шло от итал. modernismo – «совре­мен­ное те­че­ние») – об­щее на­зва­ние на­прав­ле­ний ис­кус­ства и ли­те­ра­ту­ры кон­ца 19-20 ве­ка: ку­бизм, да­да­изм, сюр­ре­а­лизм, мо­дерн, фу­ту­ризм, экс­прес­си­о­низм, аб­стракт­ное ис­кус­ство, функ­цио­на­лизм, нео­им­прес­си­о­низм, пост­им­прес­си­о­низм и т. п.

Мор­ской пей­заж

(про­изо­шло от фр. marine, итал.marina, от лат. marinus – мор­ской) – жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, изоб­ра­жа­ю­щий мор­ской вид. Яр­кий пред­ста­ви­тель это­го жан­ра – И.К.Ай­ва­зов­ский (1817-1900).

На­тюр­морт

(в пе­ре­во­де с фр. – мерт­вая, неоду­шев­лен­ная на­ту­ра) – это ху­до­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние раз­лич­ных пред­ме­тов бы­та. Ими мо­гут быть: по­су­да, до­маш­няя утварь, фрук­ты, ово­щи, цве­ты, дичь или лю­бое их со­че­та­ние. Са­мые из­вест­ные шко­лы в на­пи­са­ние на­тюр­мор­та – фла­манд­ская и гол­ланд­ская, в ко­то­рых по-сво­е­му ре­ши­ли за­да­чу пе­ре­да­чи цве­та и ком­по­зи­ции.

На­ив, на­ив­ное ис­кус­ство

Изоб­ра­зи­тель­ные ви­ды на­род­но­го ис­кус­ства; твор­че­ство ху­дож­ни­ков-са­мо­учек; а так­же са­мо­де­я­тель­ное ис­кус­ство.

На­ту­ра­лизм

(про­изо­шло от лат. naturalis – при­род­ный) – на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве по­след­ней тре­ти 19 ве­ка, стре­мив­ше­е­ся к объ­ек­тив­но точ­но­му и бес­страст­но­му вос­про­из­ве­де­нию на­блю­да­е­мой ре­аль­но­сти. Счи­та­ет­ся, что на­ту­ра­лизм вос­про­из­во­дит ре­аль­ность без ее идей­но­го осмыс­ле­ния, ху­до­же­ствен­но­го обоб­ще­ния, кри­ти­че­ской оцен­ки и от­бо­ра.

Нео­клас­си­цизм

Де Стиль – тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий ху­до­же­ствен­ные яв­ле­ния по­след­ней тре­ти XIX-XX вв., ко­то­рым при­су­ще об­ра­ще­ние к тра­ди­ци­ям ан­тич­но­го ис­кус­ства, ис­кус­ства эпо­хи Воз­рож­де­ния или клас­си­циз­ма. Воз­ник­но­ве­ние нео­клас­си­циз­ма обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем про­ти­во­по­ста­вить некие “веч­ные” эс­те­ти­че­ские цен­но­сти тре­вож­ной и про­ти­во­ре­чи­вой ре­аль­но­сти. Са­мый из­вест­ный ху­дож­ник это­го на­прав­ле­ния жи­во­пи­си: Адольф Ви­льям Буг­ро (1825-1905)

Неопла­сти­цизм

Од­на из ран­них раз­но­вид­но­стей аб­стракт­но­го ис­кус­ства. Со­здан к 1917 го­ду ни­дер­ланд­ским жи­во­пис­цем П. Мон­дри­а­ном и др. ху­дож­ни­ка­ми вхо­див­ши­ми в объ­еди­не­ние “Стиль”. Для неопла­сти­циз­ма ха­рак­тер­но, по сло­вам его со­зда­те­лей, стрем­ле­ние к “уни­вер­саль­ной гар­мо­нии”, вы­ра­зив­ше­е­ся в стро­го урав­но­ве­шен­ных ком­би­на­ци­ях круп­ных пря­мо­уголь­ных фигур, чет­ко раз­де­лен­ных пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми ли­ни­я­ми чер­но­го цве­та и окра­шен­ных в ло­каль­ные цве­та ос­нов­но­го спек­тра (с до­бав­ле­ни­ем бе­ло­го и се­ро­го то­нов).

Нео­ре­а­лизм

Ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние, по­лу­чив­шее раз­ви­тие в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве в се­ре­дине XX ве­ка в ря­де стран Ев­ро­пы и в США, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го на фоне мо­дер­нист­ско­го ис­кус­ства про­воз­гла­си­ли воз­врат к ре­а­ли­сти­че­ским цен­но­стям тра­ди­ци­он­ных изоб­ра­зи­тель­ных форм.

Неоэкс­прес­си­о­низм

На­прав­ле­ние в совре­мен­ной жи­во­пи­си, ко­то­рое воз­ник­ло в кон­це 1970-х и до­ми­ни­ро­ва­ло на арт-рын­ке до се­ре­ди­ны 1980-х. Неоэкс­прес­си­о­низм воз­ник в Ев­ро­пе как ре­ак­ция на кон­цеп­ту­аль­ное и ми­ни­ма­ли­сти­че­ское ис­кус­ство 1970-х. Неоэкс­прес­си­о­ни­сты вер­ну­лись к об­раз­но­сти, фигу­ра­тив­но­сти, жи­вой и эмо­цио­наль­ной ма­не­ре, яр­ким на­сы­щен­ным цве­там.

Ню

(про­изо­шло от фр. nu – на­гой, раз­де­тый) – один из жан­ров изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, по­свя­щен­ный изоб­ра­же­нию на­го­го те­ла, пре­иму­ще­ствен­но жен­ско­го. В сво­ём раз­ви­тии ню тес­но свя­зан с изоб­ра­же­ни­ем об­на­жён­но­го че­ло­ве­че­ско­го те­ла и во­пло­ща­ет иде­ал кра­со­ты дан­ной стра­ны и эпо­хи. Ню за­рож­да­ет­ся в эпо­ху Воз­рож­де­ния в рам­ках ми­фо­ло­ги­че­ско­го, ал­ле­го­ри­че­ско­го, ис­то­ри­че­ско­го и бы­то­во­го жан­ров. Фор­ми­ро­ва­ние ню как жан­ра про­ис­хо­дит в 17 ве­ке с рас­про­стра­не­ни­ем идей сен­су­а­лиз­ма: изоб­ра­же­ния на­го­го те­ла про­ни­ка­ют­ся от­кро­вен­но чув­ствен­ным на­ча­лом.

Оп-Арт

(от англ. ор art, со­кра­ще­ние от optical art – оп­ти­че­ское ис­кус­ство) – нео­аван­гар­дист­ское те­че­ние в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве, од­на из позд­них мо­ди­фи­ка­ций аб­стракт­но­го ис­кус­ства. В оп-ар­те эф­фек­ты про­стран­ствен­но­го пе­ре­ме­ще­ния, сли­я­ния и “па­ре­ния” форм до­сти­га­лись вве­де­ни­ем рез­ких цве­то­вых и то­наль­ных кон­тра­стов, рит­ми­че­ских по­вто­ров, пе­ре­се­че­ния спи­рале­вид­ных и ре­шет­ча­тых кон­фи­гу­ра­ций, из­ви­ва­ю­щих­ся ли­ний.

Ор­физм

(от фр. orphisme, от Orpһée – Ор­фей) – на­прав­ле­ние во фран­цуз­ской жи­во­пи­си 1910-х гг. На­зва­ние да­но в 1912 фран­цуз­ским по­этом Апол­ли­не­ром жи­во­пи­си ху­дож­ни­ка Ро­бер Де­лоне. Ор­физм свя­зан с ку­биз­мом, фу­ту­риз­мом и экс­прес­си­о­низ­мом. Ос­нов­ные осо­бен­но­сти жи­во­пи­си это­го сти­ля эс­те­тизм, пла­стич­ность, рит­мич­ность, изя­ще­ство си­лу­этов и ли­ний.

Ма­сте­ра ор­физ­ма: Ро­бер Де­лоне, Со­ня Терк-Де­лоне,Фран­ти­шек Куп­ка, Фран­сис Пи­ка­биа, Вла­ди­мир Ба­ра­нов-Рос­сине, Фер­нан Ле­же, Мор­ган Рас­сел.

Пар­су­на

(ис­ка­жен­ное лат. persona – лич­ность, осо­ба) – пер­во­на­чаль­но си­но­ним совре­мен­но­го по­ня­тия порт­рет вне за­ви­си­мо­сти от сти­ля, тех­ни­ки изоб­ра­же­ния, ме­ста и вре­ме­ни на­пи­са­ния. По­ня­тие пар­су­на в зна­че­нии про­из­ве­де­ния пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да от ико­но­пи­си к свет­ской порт­рет­ной жи­во­пи­си пред­ло­же­но И.М. Сне­ги­рё­вым в 1854 го­ду.

Пас­то­раль

(про­изо­шло от фр. pastorale, пас­ту­ше­ский, сель­ский) – жанр по­э­ти­зи­ру­ю­щий мир­ную и про­стую сель­скую жизнь.

При­ми­ти­визм

Стиль жи­во­пи­си, за­ро­див­ший­ся в XIX-XX ве­ках. При­ми­ти­ви­сты на­ме­рен­но упро­ща­ли кар­ти­ну, де­лая её фор­мы при­ми­тив­ны­ми, как на­род­ное ис­кус­ство, твор­че­ство ре­бен­ка или пер­во­быт­но­го че­ло­ве­ка. Ос­нов­ное от­ли­чие от на­ив­но­го ис­кус­ства: на­ив – жи­во­пись непро­фес­сио­на­лов, а при­ми­ти­визм – сти­ли­зо­ван­ная жи­во­пись про­фес­сио­на­лов. Са­мы­ми из­вест­ны­ми ху­дож­ни­ка­ми это­го на­прав­ле­ния яв­ля­ют­ся Марк Ша­гал, Ни­ко Пи­ро­сма­ни.

Поп-арт

(про­изо­шло от англ. popular art – по­пуляр­ное, об­ще­до­ступ­ное ис­кус­ство или от pop – от­ры­ви­стый звук, лёг­кий хло­пок) – бук­валь­но: ис­кус­ство, про­из­во­дя­щее взрыв­ной, шо­ки­ру­ю­щий эф­фект – нео­аван­гар­дист­ское на­прав­ле­ние в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве. Поп арт по­лу­чил рас­про­стра­не­ние со 2-й по­ло­ви­ны 1950-х гг. в США. Ху­дож­ни­ки это­го на­прав­ле­ния вос­про­из­во­дят бук­валь­но ти­пич­ные пред­ме­ты совре­мен­но­го бы­та (ве­щи до­маш­не­го оби­хо­да, упа­ков­ку то­ва­ров, фраг­мен­ты ин­те­рье­ров, де­та­ли ма­шин…), по­пуляр­ные пе­чат­ные изоб­ра­же­ния из­вест­ных лич­но­стей, вы­рез­ки из га­зет или вклю­ча­ют эти пред­ме­ты и изоб­ра­же­ния в ком­по­зи­ции. От­ли­чи­тель­ная чер­та поп-ар­та – со­че­та­ние вы­зо­ва с без­раз­ли­чи­ем. Все оди­на­ко­во цен­но или бес­цен­но, оди­на­ко­во кра­си­во или без­об­раз­но, оди­на­ко­во до­стой­но или недо­стой­но. Са­мые из­вест­ные ху­дож­ни­ки поп ар­та: Джас­пер Джонс, Ро­берт Ра­у­шен­берг и Эн­ди Уо­р­хол.

Порт­рет

(про­изо­шло от фр. сло­ва portrait) – это ху­до­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние че­ло­ве­ка с пе­ре­да­чей его внут­рен­не­го ми­ра. Де­лит­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ный, груп­по­вой, па­рад­ный, ав­то­порт­рет.

Пост­им­прес­си­о­низм

(про­изо­шло от фр. postimpressionisme, от лат. post – по­сле и им­прес­си­о­низм) – со­во­куп­ность на­прав­ле­ний, воз­ник­ших во фран­цуз­ском ис­кус­стве во вто­рой по­ло­вине 1980-х го­дов и при­шед­ших на сме­ну им­прес­си­о­низ­му. На­ча­лом пост­им­прес­си­о­низ­ма при­ня­то счи­тать се­ре­ди­ну 1880-х, ко­гда со­сто­я­лась по­след­няя вы­став­ка им­прес­си­о­ни­стов и был опуб­ли­ко­ван Ма­ни­фест сим­во­лиз­ма (1886) по­эта Жа­на Мо­ре­а­са. Но­вые те­че­ния де­кла­ри­ро­ва­ли непри­я­тие эс­те­ти­ки им­прес­си­о­низ­ма и ре­а­лиз­ма. Их объ­еди­ня­ла го­тов­ность пе­ре­да­вать в кар­ти­нах не сию­ми­нут­ные, но дли­тель­ные, сущ­ност­ные со­сто­я­ния жиз­ни, как ма­те­ри­аль­ные, так и ду­хов­ные. По­ис­ки шли раз­лич­ны­ми пу­тя­ми: это и пу­ан­ти­лизм (Жорж Сё­ра,Поль Си­ньяк), и сим­во­лизм По­ля Го­ге­на.

Пост­мо­дер­низм

(про­изо­шло от фр. postmodernisme – по­сле мо­дер­низ­ма) – но­вый ху­до­же­ствен­ный стиль, от­ли­ча­ю­щий­ся от мо­дер­низ­ма воз­вра­том к кра­со­те вто­рич­ной ре­аль­но­сти, по­вест­во­ва­тель­но­сти, об­ра­ще­ни­ем к сю­же­ту, ме­ло­дии, гар­мо­нии вто­рич­ных форм. Для пост­мо­дер­низ­ма ха­рак­тер­но за­им­ство­ва­ние из раз­ных эпох, ре­ги­о­нов и суб­куль­тур сти­лей, об­раз­ных мо­ти­вов и ху­до­же­ствен­ных при­е­мов.

Пре­ра­фа­эли­тизм

(про­изо­шло от англ. pre пе­ред и raphaelitism – Ра­фа­эль) – эс­те­ти­ко-ми­сти­че­ское на­прав­ле­ние в ан­глий­ской по­э­зии и жи­во­пи­си во вто­рой по­ло­вине XIX в, об­ра­зо­вав­ше­е­ся в на­ча­ле 50-х го­дов с це­лью борь­бы про­тив услов­но­сти в ан­глий­ском ис­кус­стве вик­то­ри­ан­ской эпо­хи, про­тив ака­де­ми­че­ских тра­ди­ций и сле­по­го под­ра­жа­ния клас­си­че­ским об­раз­цам.

Про­то­ре­нес­санс

(про­изо­шло (от греч. protos – пер­вый и фр.Renaissance – Воз­рож­де­ние) – пе­ре­ход­ное на­прав­ле­ние в ита­льян­ском ис­кус­стве от эпо­хи Сред­не­ве­ко­вья к эпо­хе Воз­рож­де­ния.

Пу­ан­ти­лизм

(ди­ви­зи­о­низм) (про­изо­шло от фр. pointiller – пи­сать точ­ка­ми) – на­прав­ле­ние нео­им­прес­си­о­низ­ма, пись­мо раз­дель­ны­ми чет­ки­ми маз­ка­ми в ви­де то­чек или мел­ких квад­ра­тов. Сме­ше­ние цве­тов с об­ра­зо­ва­ни­ем от­тен­ков про­ис­хо­дит на эта­пе вос­при­я­тия кар­ти­ны зри­те­лем. Са­мые из­вест­ные ху­дож­ни­ки, пи­сав­шие в этом сти­ле: Жорж Сё­ра (1859 – 1891), Поль Си­ньяк (1863-1935), Ан­ри Ма­тисс (1869-1954).

Пу­ризм

(от фр. pur – чи­стый) – на­прав­ле­ние в жи­во­пи­си и ар­хи­тек­ту­ре XX ве­ка, ищу­щее при со­зда­нии сво­их про­из­ве­де­ний эс­те­ти­че­ской яс­но­сти, точ­но­сти, под­лин­но­сти в изоб­ра­же­нии. Это те­че­ние бы­ло со­зда­но фран­цуз­ским ху­дож­ни­ком Аме­де Озен­фа­ном и ар­хи­тек­то­ром Ле Кор­бю­зье в 1918 го­ду с на­пи­са­ни­ем ими ху­до­же­ствен­но­го ма­ни­фе­ста «По­сле ку­биз­ма». Иде­аль­ной про­пор­ци­ей в пу­риз­ме рас­смат­ри­ва­ет­ся зо­ло­тое се­че­ние и от­вер­га­ет­ся де­ко­ра­тив­ность и ма­нер­ность.

Ре­а­лизм

(про­изо­шло от лат. геalis – ве­ще­ствен­ный, дей­стви­тель­ный) – на­прав­ле­ние в ис­кус­стве, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся изоб­ра­же­ни­ем со­ци­аль­ных, пси­хо­ло­ги­че­ских и про­чих яв­ле­ний, мак­си­маль­но со­от­вет­ству­ю­щим дей­стви­тель­но­сти. Са­мые из­вест­ные ре­а­ли­сты: Илья Ре­пин, Иван Шиш­кин, Ва­си­лий По­ле­нов, Ва­си­лий Су­ри­ков, Иса­ак Ле­ви­тан.

Ро­ко­ко

(про­ис­хо­дит от фр. rococo, rocaille) – стиль в ис­кус­стве и ар­хи­тек­ту­ре, за­ро­див­ший­ся во Фран­ции в на­ча­ле 18 ве­ка. От­ли­чал­ся гра­ци­оз­но­стью, лег­ко­стью, ин­тим­но-ко­кет­ли­вым ха­рак­те­ром. При­дя на сме­ну тя­же­ло­вес­но­му ба­рок­ко, ро­ко­ко явил­ся од­новре­мен­но и ло­ги­че­ским ре­зуль­та­том его раз­ви­тия, и его ху­до­же­ствен­ным ан­ти­по­дом. Со сти­лем ба­рок­ко ро­ко­ко объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние к за­вер­шён­но­сти форм, од­на­ко ес­ли ба­рок­ко тя­го­те­ет к мо­ну­мен­таль­ной тор­же­ствен­но­сти, то ро­ко­ко пред­по­чи­та­ет изя­ще­ство и лёг­кость.

Ро­ман­тизм

(про­изо­шло от фр. romantisme) – идей­ное и ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние в ев­ро­пей­ской и аме­ри­кан­ской жи­во­пи­си кон­ца 18 – на­ча­ла 19 ве­ков, вы­дви­гав­шее на пер­вый план ин­ди­ви­ду­аль­ность, на­де­ляя ее иде­аль­ны­ми устрем­ле­ни­я­ми. Ро­ман­тизм вы­де­лял гла­вен­ство во­об­ра­же­ния и чувств. Его ос­нов­ная со­ци­аль­но-идео­ло­ги­че­ская пред­по­сыл­ка – разо­ча­ро­ва­ние в бур­жу­аз­ной ци­ви­ли­за­ции, в со­ци­аль­ном, про­мыш­лен­ном, по­ли­ти­че­ском и на­уч­ном про­грес­се. Са­мые из­вест­ные жи­во­пис­цы это­го жан­ра: Э. Де­ла­круа, И.К. Ай­ва­зов­ский (1817-1900).

Сен­ти­мен­та­лизм

(про­изо­шло от лат. sentiment – чув­ство) – на­прав­ле­ние за­пад­но­го ис­кус­ства вто­рой по­ло­ви­ны XVIII., вы­ра­жа­ю­щее разо­ча­ро­ва­ние в ци­ви­ли­за­ции, ос­но­ван­ной на иде­а­лах ра­зу­ма. Сен­ти­мен­та­лизм про­воз­гла­ша­ет чув­ство, уеди­нен­ное раз­мыш­ле­ние, про­сто­ту сель­ской жиз­ни “ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка”. Идео­ло­гом сен­ти­мен­та­лиз­ма счи­та­ет­ся Ж.Ж.Рус­со. Ху­дож­ни­ки, пи­сав­шие в этом жан­ре: Я.Ф. Хак­керт, Р.Уил­сон, Т.Джонс, Дж.Фор­ре­стер, С.Дэ­лон.

Сим­во­лизм

(про­ис­хо­дит от фр. symbolisme) – од­но из круп­ней­ших на­прав­ле­ний в ис­кус­стве (в ли­те­ра­ту­ре, му­зы­ке и жи­во­пи­си), воз­ник­шее во Фран­ции в 1870-80-х гг. и до­стиг­шее наи­боль­ше­го раз­ви­тия на ру­бе­же XIX и XX ве­ков, преж­де все­го в са­мой Фран­ции, Бель­гии и Рос­сии. Сим­во­ли­сты ра­ди­каль­но из­ме­ни­ли не толь­ко раз­лич­ные ви­ды ис­кус­ства, но и са­мо от­но­ше­ние к нему. Их экс­пе­ри­мен­та­тор­ский ха­рак­тер, стрем­ле­ние но­ва­тор­ству, кос­мо­по­ли­тизм и об­шир­ный диа­па­зон вли­я­ний ста­ли об­раз­цом для боль­шин­ства совре­мен­ных на­прав­ле­ний ис­кус­ства. Ху­дож­ни­ки сим­во­ли­сты: Об­ри Берд­слей, Ми­ха­ил Вру­бель.