Золотое кольцо. Переславль-Залесский.

По­сле слав­ной но­чёв­ки в Сер­ги­е­вом По­са­де при­был в сле­ду­ю­щий го­род увле­ка­тель­но­го пу­те­ше­ствия по ис­то­рии – Пе­ре­славль-За­лес­ский. Узнав пред­ва­ри­тель­но о мест­но­сти, ре­шил опре­де­лить­ся с но­чёв­кой и на­пра­вил­ся на озе­ро Пле­ще­е­во, на ко­то­ром, со­глас­но ис­то­рии, Пётр пер­вый сма­сте­рил свою «по­теш­ную» фло­ти­лию и та­ким об­ра­зом за­ло­жил со­зда­ние и раз­ви­тие фло­та Рос­сии, но об этом чуть поз­же.

Ока­зав­шись воз­ле озе­ра вспом­нил, что здесь на­хо­дит­ся мест­ная до­сто­при­ме­ча­тель­ность – Си­ний ка­мень, ну ду­маю, как удач­но всё скла­ды­ва­ет­ся, и ме­сто для ноч­ле­га при­смот­рю и нач­ну озна­ком­ле­ние сра­зу утром с ин­те­рес­ны­ми ме­ста­ми. Вход на бе­рег озе­ра ока­зал­ся плат­ным – 200 руб., ведь по­бе­ре­жье яв­ля­ет­ся на­цио­наль­ным пар­ком, би­лет дей­ству­ет сут­ки, что мне бы­ло как раз на ру­ку, прав­да ещё при­шлось от­дать 300 руб. то­же в сут­ки за пра­во вос­поль­зо­вать­ся обу­стро­ен­ным ме­стом для уста­нов­ки па­лат­ки.

Си­ний ка­мень – это вул­ка­ни­че­ская ла­ва и по ле­ген­де, он ле­жал на го­ре воз­ле озе­ра, а по­том сполз к са­мо­му озе­ру, об­ла­да­ет це­ли­тель­ны­ми свой­ства­ми и ис­пол­ня­ет же­ла­ния. Ка­мень этот, как счи­та­ют ум­ные му­жи, был обо­жеств­лен бо­лее 2000 лет на­зад пер­вы­ми по­се­лен­ца­ми. Озе­ру, кста­ти око­ло 30000 лет и об­ла­да­ет оно од­ной лю­бо­пыт­ной осо­бен­но­стью, о ко­то­рой рас­ска­жу бли­же к кон­цу, как при­еду на но­чев­ку.

Си­ний ка­мень на озе­ре Пле­ще­е­во Си­ний ка­мень на озе­ре Пле­ще­е­во Си­ний ка­мень на озе­ре Пле­ще­е­во

Ря­дом с Пле­ще­е­вым озе­ром на­хо­дит­ся один са­мых ста­рых хра­мов Пе­ре­слав­ля – Ни­кит­ский муж­ской мо­на­стырь, ос­но­ву ко­тор­го за­ло­жи­ли в 11 ве­ке. У оби­те­ли на­сы­щен­ная ис­то­рия – мо­на­стырь слу­жил оприч­ной кре­по­стью, вы­дер­жал оса­ду по­ля­ков, был со­жжен ли­тов­ца­ми и вос­ста­нов­лен при уча­стии се­мьи Ро­ма­но­вых. Внеш­ний вид ко­неч­но сра­зу по­гру­жа­ет в пу­чи­ну ве­ков, во­об­ра­же­ние ри­су­ет за­лих­ват­ские сце­ны пе­ре­жи­то­го эти­ми сте­на­ми, чув­ству­ет­ся нут­ром энер­ге­ти­ка ме­ста.

Ни­кит­ский муж­ской мо­на­стырь Ни­кит­ский муж­ской мо­на­стырь Ни­кит­ский муж­ской мо­на­стырь

По­гру­же­ние на­ча­лось и я воз­вра­щал­ся в го­род, ко­то­рый ока­зал­ся ме­стом рож­де­ния Алек­сандра Нев­ско­го, кре­щён­но­го в са­мом ран­нем из бе­ло­ка­мен­ных па­мят­ни­ков Се­ве­ро-Во­сточ­ной Ру­си, воз­ве­дён­ном в 12 ве­ке, жем­чу­жи­ной Пе­ре­слав­ля – Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. Очень скром­ный внут­ри, по­чти нет убран­ства и фре­сок, но зна­ме­нит он и це­нен имен­но сво­ей ис­то­ри­ей.

Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор

Обо­зре­ва­ние древ­них па­мят­ни­ков, со­бо­ров и хра­мов, ре­шил раз­ба­вить по­се­ще­ни­ем лю­бо­пыт­ных му­зеев, один из ко­то­рых как раз ока­зал­ся ря­дом – Му­зей хит­ро­стей и сме­кал­ки. Му­зей ока­зал­ся со­бра­ни­ем раз­но­об­раз­ных при­спо­соб­ле­ний бы­та кре­стьян, вся­ких пря­лок, ча­шек, острог для лов­ли ры­бы и т. д., все ин­стру­мен­ты бы­ли дей­стви­тель­но ста­ры­ми или их так ма­стер­ски со­ста­ри­ли, не важ­но, глав­ное бы­ло дей­стви­тель­но ин­те­рес­но узнать о фан­та­зии че­ло­ве­ка в огра­ни­чен­ных воз­мож­но­стях, ко­то­рый толь­ко сво­им умом и сме­кал­кой об­лег­чал се­бе жизнь и су­ще­ство­ва­ние.

Сле­ду­ю­щим ме­стом был крайне ин­те­рес­ный по оформ­ле­нию и уни­каль­но­сти му­зей «Конь в паль­то». Сра­зу упо­мя­ну, что экс­по­на­тов там немно­го, но их пред­став­ле­ние сде­ла­но ори­ги­наль­но: по­каз и рас­сказ ве­дёт­ся без экс­кур­со­во­да, вас за­пус­ка­ют, вы­клю­ча­ют свет и на­чи­на­ет­ся предств­ле­ние све­том, сна­ча­ла под за­га­доч­ную му­зы­ку с по­мо­щью про­ек­то­ра рас­ска­зы­ва­ют о сим­во­лах, в ко­то­рых по­сто­ян­но упо­ми­на­ет­ся конь, го­во­рят про ис­то­рию дру­гих сим­во­лов и под­во­дят рас­сказ к то­му, что зна­ние свет, ну ти­па то­го, по­дроб­но­сти немно­го за­тёр­лись. Про­дол­жа­ет­ся рас­сказ за­го­ра­ни­ем то­чеч­ных све­тиль­ни­ков в раз­ных уг­лах ком­на­ты, ак­цен­ти­руя вни­ма­ние на пред­став­лен­ных пред­ме­тах. Чтобы не уто­мить по­дроб­ным опи­са­ни­ем, по­ка­жу что по­ка­зы­ва­ют:

Ва­ри­ан­ты об­клад­ки пе­чей в до­ме Ва­ри­ан­ты об­клад­ки пе­чей в до­ме. Ка­кая-то уни­каль­ная тех­но­ло­гия. Укра­ше­ния вся­кие Укра­ше­ния вся­кие Прял­ки раз­ных ви­дов и рас­кра­сок Прял­ки раз­ных ви­дов и рас­кра­сок Го­лов­ные жен­ские убо­ры Го­лов­ные жен­ские убо­ры Сим­во­ли­че­ская вы­шив­ка на тка­ни Сим­во­ли­че­ская вы­шив­ка на тка­ни

Гу­ляя по окрест­но­стям, за­ме­тил вот та­кую сим­па­тич­ную и уют­ную оста­нов­ку:

Оста­нов­ка под се­нью де­ре­вьев

Даль­ней­ший путь мне лю­без­но под­ска­за­ла про­дав­щи­ца су­ве­ни­ров, у ко­то­рой ку­пил па­ру маг­ни­тов. Она по­ка­за­ла путь по ва­лам, ко­то­рые окру­жа­ли центр го­ро­да и шли по бе­ре­гу реч­ки, до Зна­мен­ской церк­ви с за­ни­ма­тель­ным фа­са­дом и про­стой ар­хи­тек­ту­рой:

Зна­мен­ская цер­ковь Зна­мен­ская цер­ковь

Про­дол­жая путь по Тру­беж­ной ули­це, пе­ре­хо­дя­щей в ули­цу Га­га­ри­на, по­про­бо­вал мест­ные яб­ло­ки, сви­сав­шие за за­бор – ду­маю хо­зя­е­ва не оби­де­лись. Ша­гая и раз­гля­ды­вая мест­ные де­ре­вян­ные до­ма и при­уса­деб­ные участ­ки до­брал­ся до Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря. Ря­дом с ним, неожи­дан­но, ока­зал­ся па­мят­ный ком­плекс, по­свя­щен­ный До­сто­ев­ско­му:

Па­мят­ный ком­плекс До­сто­ев­ско­го Па­мят­ный ком­плекс До­сто­ев­ско­го

Мо­на­стырь ока­зал­ся ме­стом уми­ро­тво­ря­ю­щим и мож­но бы­ло неспеш­но про­гу­лять­ся:

Ни­коль­ский мо­на­стырь Ни­коль­ский мо­на­стырь Па­мят­ник Храм Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той бо­го­ро­ди­цы Храм Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той бо­го­ро­ди­цы Храм Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той бо­го­ро­ди­цы

Про­гу­ляв­шись, ре­шил пе­ре­ве­сти дух, от­дох­нув у сим­па­тич­но­го и ухо­жен­но­го пру­да, в ко­то­ром во­ди­лись вся­кие кра­си­вые рыб­ки, за плес­ка­ни­ем ко­то­рых мож­но бы­ло на­блю­дать, по­за­быв о вре­ме­ни и су­е­те.

Пру­дик

От­дох­нув, ре­шил, что на­ста­ло вре­мя от­пра­вить­ся даль­ше и путь мой ле­жал в Успен­ский Го­риц­кий мо­на­стырь, ко­то­рый упразд­ни­ли в 1788 го­ду, а в 1919 го­ду здесь от­крыл­ся Пе­ре­славль-за­лес­ский го­судар­ствен­ный ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный и ху­до­же­ствен­ный му­зей-за­по­вед­ник, так вот.

При­быв на ме­сто, про­гу­лял­ся по окрест­но­стям мо­на­сты­ря, кхм, му­зея, об­на­ру­жил ви­дав­шие ви­ды по­строй­ки и бы­ло непо­нят­но, то ли фа­са­ды спе­ци­аль­но со­хра­ни­ли в та­ком ви­де, чтобы на­по­ми­нать о воз­расте оби­те­ли и пе­ре­жи­тых ве­ках, то ли про­сто со­сто­я­ние пла­чев­ное и бу­дут вос­ста­нав­ли­вать в бу­ду­щем. Тем не ме­нее это ни­как не пор­ти­ло впе­чат­ле­ние, а на­обо­рот до­бав­ля­ло ан­ту­раж­но­сти и бла­го­го­ве­ния.

Успен­ский Го­риц­кий мо­на­стырь, ос­нов­ное зда­ние му­зея Успен­ский Го­риц­кий мо­на­стырь, ос­нов­ное зда­ние му­зея Скульп­ту­ра на тер­ри­то­рии му­зея Скульп­ту­ра на тер­ри­то­рии му­зея Ко­ло­кол в ни­ше сте­ны, вос­ста­нов­лен­ный Ко­ло­кол в ни­ше сте­ны, вос­ста­нов­лен­ный За­кры­тое от по­се­ще­ния зда­ние За­кры­тое от по­се­ще­ния зда­ние За­кры­тое от по­се­ще­ния зда­ние с дру­го­го ра­кур­са За­кры­тое от по­се­ще­ния зда­ние с дру­го­го ра­кур­са

Про­гу­ли­ва­ясь, взо­брал­ся на смот­ро­вую баш­ню мо­на­сты­ря, от­ку­да на­блю­дал­ся пре­вос­ход­ный вид на древ­нюю сто­ли­цу Се­ве­ро-Во­сточ­ной Ру­си в се­ре­дине XII ве­ка, ко­то­рую ос­но­вал князь Юрий Дол­го­ру­кий.

Вид со смот­ро­вой баш­ни на сте­ну Вид со смот­ро­вой баш­ни на сте­ну Пе­ре­славль-За­лес­ский со смот­ро­вой баш­ни Пе­ре­славль-За­лес­ский со смот­ро­вой баш­ни

Даль­ше ме­ня жда­ло по­се­ще­ние са­мо­го му­зея, в ко­то­ром со­бра­на при­лич­ная кол­лек­ция экс­по­на­тов, как мне ска­за­ла од­на из смот­ри­тель­ниц му­зея – бо­лее 90 000 еди­ниц, вы­став­ле­ны бы­ли ко­неч­но не все, но и это впе­чат­ля­ло. Там бы­ли пред­ме­ты дво­рян­ско­го бы­та и кре­стьян­ско­го оби­хо­да, ико­но­пись пе­ре­слав­ских и мос­ков­ских ма­сте­ров XV–XVIII ве­ков, кол­лек­ция резь­бы по де­ре­ву и де­ре­вян­ной скульп­ту­ры, про­из­ве­де­ния пред­ста­ви­те­лей ис­чез­нув­ших про­фес­сий — се­реб­ря­ни­ков, зла­то­куз­не­цов и зо­ло­то­швей. Бы­ли вот да­же кни­ги, как мне опять же на­пом­ни­ли, что это ори­ги­на­лы, труд­но в это по­ве­рить, су­дя по со­хра­нив­ше­му­ся ви­ду, но вы­во­дить на чи­стую во­ду не бы­ло мо­ей це­лью, пусть бу­дет так как есть, мнее ин­тер­рес­но от это­го не ста­но­вит­ся. Да­же при том, что их вос­ста­но­ви­ли – это уже боль­шой и кро­пот­ли­вый труд, знаю о чём го­во­рю.

Древ­ние ру­ко­пи­си Древ­ние ру­ко­пи­си Древ­ние ру­ко­пи­си Древ­ние ру­ко­пи­си Древ­ние ру­ко­пи­си

Ко­неч­но по­ра­зи­ли фо­ли­ан­ты биб­лий, на­сто­я­щие кни­ги-ги­ган­ты раз­ме­ром не ме­нее 50х70 см, с рос­кош­но и бо­га­то оформ­лен­ны­ми об­лож­ка­ми, по­кры­тые зо­ло­том, ин­кру­сти­ро­ван­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми в раз­лич­ных ва­ри­а­ци­ях. Вжи­вую ви­деть та­кое ве­ли­ко­ле­пие на­сто­я­щий вос­торг, фо­то ощу­ще­ние не пе­ре­даст. Как при­ят­но рас­смат­ри­вать ма­стер­ство зо­ло­то­швей, ка­кая уди­ви­тель­но скру­пу­лёз­ная ра­бо­та, вы­шив­ка на тка­ни. Хо­дил и рас­смат­ри­вал, по­дол­гу за­ви­сая над осо­бо за­ин­те­ре­со­вав­ши­ми экм­по­на­та­ми.

Не пом­ню,сколь­ко по вре­ме­ни я там на­хо­дил­ся, но всё же пре­сы­ще­ние от уви­ден­но­го на­сту­па­ет непре­мен­но, по­это­му нуж­но бы­ло дви­гать­ся даль­ше, все­го сра­зу не осмот­ришь, впе­ре­ди ещё бу­дет мно­го все­го ин­те­рес­но­го. И дви­нул­ся я к му­зею-усадь­бе «бо­тик Пет­ра I».

Му­зей пред­став­ля­ет со­бой ком­плекс зда­ний, вход воз­мо­жен толь­ко в 2 – это ком­на­та Пет­ра 1 и зда­ние с един­ствен­ным со­хра­нив­шем­ся суд­ном по­теш­ной фло­ти­лии «Фор­ту­на».

Бо­тик Фор­ту­на сна­ру­жи Бо­тик Фор­ту­на сна­ру­жи Бо­тик Фор­ту­на из­нут­ри Бо­тик Фор­ту­на из­нут­ри

Соб­ствен­но осо­бо­го ин­те­ре­са ме­сто не вы­зы­ва­ет, толь­ко са­мо су­ще­ство­ва­ние его, да и ком­плекс из ре­сто­ра­нов и су­ве­нир­ных ла­вок, где мож­но и на­сы­тить­ся и от­дох­нуть и при­ку­пить се­бе ка­кую-ни­будь без­де­луш­ку. Ме­ня без­де­луш­ки и ре­сто­ра­ны не ин­те­ре­со­ва­ли, к то­му же ве­че­ре­ло, по­это­му вы­дви­нул­ся на но­чёв­ку к Пле­ще­е­ву озе­ру.

Обо­ру­до­ван­ное ме­сто для па­лат­ки Обо­ру­до­ван­ное ме­сто для па­лат­ки

Я пом­ню, что обе­щал рас­ска­зать про осо­бен­ность эн­то­го озе­ра, де­люсь. К сло­ву но­че­ва­лось от­лич­но, под не успо­ка­и­ва­ю­щий­ся всю ночь ли­вень, а дро­бин­ки до­ждя иг­ра­ют очень успо­ка­и­ва­ю­щую ко­лы­бель­ную. Утром ре­шив осве­жить­ся, ото­гнал уток, ко­то­рые со­всем не на­пу­га­ны при­сут­стви­ем че­ло­ве­ка, да­же на­обо­рот, дви­нул­ся от бе­ре­га. Шёл зна­чит шёл, огля­нул­ся, а бе­рег-то уже в 30 мет­рах где-то, а мне по ко­ле­но, про­ве­рил ру­кой про­стран­ство над го­ло­вой – нет, ни­че­го нет, об­ру­ча-си­я­ния не на­блю­да­ет­ся, дви­нул­ся даль­ше, прой­дя ещё мет­ров 20 на­хо­дил­ся глуб­же са­ни­мет­ров на 5. Ну ду­маю лад­но, всё од­но ни­кто не ви­дит, ис­ку­пал­ся как в ванне, по-ля­гу­ша­чьи, за то пре­лест­но осве­жил­ся. Та­кая вот осо­бен­ность, не знаю точ­но, не спро­сил про на­сто­щую глу­би­ну озе­ра и как там Пётр пла­вал со сво­ей учеб­ной фло­ти­ли­ей.

Пляж с ут­ка­ми Пляж с ут­ка­ми

На­ста­ла по­ра про­щать­ся с Пе­ре­слав­лем-За­лес­ским, сде­лал на­по­сле­док па­но­ра­му озе­ра, за­брав­шись на холм, по­ехал на­встре­чу сле­ду­ю­щим впе­чат­ле­ни­ям, в Ро­стов Ве­ли­кий.

Па­но­ра­ма Пле­ще­е­ва озе­ра Па­но­ра­ма Пле­ще­е­ва озе­ра