Последний SOS «Вольтурно»

Скря­гин Лев Ни­ко­ла­е­вич

Опи­са­ние об­сто­я­тельств ка­та­стро­фы, по­стиг­шей пас­са­жир­ский па­ро­ход "Воль­тур­но" 9 ок­тяб­ря 1913 го­да, мож­но встре­тить у мно­гих за­ру­беж­ных ав­то­ров, ра­бо­та­ю­щих в об­ла­сти ис­сле­до­ва­ния при­чин ги­бе­ли тор­го­вых су­дов. На­ря­ду с "Ти­та­ни­ком", "Им­пе­ра­три­цей Ир­лан­дии", "Ве­стри­сом" и "Жор­жем Филип­па­ром" этот ин­ци­дент до­ста­точ­но по­дроб­но изу­чен и уже дав­но стал хре­сто­ма­тий­ным в мор­ской ли­те­ра­ту­ре.

Из мор­ских хро­ник бо­лее чем вось­ми­де­ся­ти­лет­ней дав­но­сти нам из­вест­но, что на SOS "Воль­тур­но" от­клик­ну­лось свы­ше де­ся­ти су­дов, ко­то­рые в усло­ви­ях силь­но­го штор­ма спас­ли 500 с лиш­ним че­ло­век. Во мно­гих га­зе­тах и жур­на­лах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки, опуб­ли­ко­вав­ших ма­те­ри­а­лы о со­бы­ти­ях 9 ок­тяб­ря 1913 го­да в Ат­лан­ти­ке, под­чер­ки­ва­лась осо­бая за­слу­га в спа­се­нии пас­са­жи­ров и эки­па­жа "Воль­тур­но" рус­ских мо­ря­ков па­ро­хо­да "Царь", со­об­ща­лось, что имен­но они пер­вы­ми спас­ли с го­рев­ше­го ан­глий­ско­го суд­на на сво­их шлюп­ках 102 че­ло­ве­ка. Но стран­ное де­ло! В бо­лее позд­них за­ру­беж­ных из­да­ни­ях, опи­сы­ва­ю­щих тра­ге­дию "Воль­тур­но", о ро­ли рус­ских мо­ря­ков в спа­се­нии лю­дей нет ни сло­ва.

Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти и в це­лях вос­ста­нов­ле­ния ис­ти­ны рас­ска­жем по по­ряд­ку все, как бы­ло.

Гру­зо-пас­са­жир­ский па­ро­ход "Воль­тур­но" по­стро­и­ли в 1906 го­ду в Шот­лан­дии на вер­фи "Фай­ер­филд" по за­ка­зу "Ка­над­ской Се­вер­ной па­ро­ход­ной ком­па­нии". Он имел ва­ло­вую вме­сти­мость по­чти 3 600 тонн, дли­ну – 130 мет­ров, ши­ри­ну – 13 мет­ров и глу­би­ну трю­ма – 7 мет­ров. Па­ро­вая ма­ши­на трой­но­го рас­ши­ре­ния со­об­ща­ла суд­ну ско­рость 13 уз­лов. Сра­зу же по­сле хо­до­вых ис­пы­та­нии при­пи­сан­ное к лон­дон­ско­му пор­ту суд­но бы­ло за­фрах­то­ва­но фир­мой "Ура­ни­ум стим­шип К°" и ста­ло пе­ре­во­зить эми­гран­тов из пор­тов Се­вер­ной Ев­ро­пы в Аме­ри­ку.

2 ок­тяб­ря 1913 го­да в Рот­тер­да­ме "Воль­тур­но" при­нял на борт 564 пас­са­жи­ра, ген­груз и вы­шел в оче­ред­ной репс на Нью-Йорк. Боль­шую часть пас­са­жи­ров со­став­ля­ли эми­гран­ты из Поль­ши, Сер­бии, Ру­мы­нии и Рос­сии, от­пра­вив­ши­е­ся за оке­ан в по­ис­ках луч­шей до­ли. Эми­гран­ты раз­ме­ща­лись на твин­де­ках че­ты­рех трю­мов па­ро­хо­да, бо­лее бо­га­тые пас­са­жи­ры из Гер­ма­нии, Бель­гии и Фран­ции – в ка­ю­тах на спар­де­ке. Па­ро­хо­дом ко­ман­до­вал Фр­эн­сис Инч – трид­ца­ти­че­ты­рех­лет­ний ка­пи­тан из Лон­до­на; офи­це­ра­ми суд­на бы­ли ан­гли­чане и шот­ланд­цы; ко­ман­да со­сто­я­ла из нем­цев, гол­ланд­цев и бель­гий­цев.

Первую неде­лю по­го­да не бла­го­при­ят­ство­ва­ла пла­ва­нию – дул силь­ный норд-ост, вре­ме­на­ми пе­ре­хо­дя­щий в се­ми-, вось­ми­балль­ный шторм. Из-за вет­ра, до­ждя и брызг эми­гран­ты вы­нуж­де­ны бы­ли про­во­дить вре­мя на де­ре­вян­ных на­рах твин­де­ков.

Ран­ним утром 9 ок­тяб­ря (су­до­вые ча­сы по­ка­зы­ва­ли б ча­сов 50 ми­нут) тре­вож­ный стук в дверь ка­ю­ты раз­бу­дил ка­пи­та­на Ин­ча. До­кла­ды­вал стар­ший по­мощ­ник Мил­лер: - Вста­вай­те, сэр! Немед­лен­но! В пер­вом трю­ме по­жар, и, ка­жет­ся, силь­ный. При­бе­жав на мо­стик, Инч при­ка­зал по­вер­нуть суд­но кор­мой к вет­ру, чтобы пла­мя, вы­ры­вав­ше­е­ся из но­со­во­го трю­ма, от­но­си­ло к ба­ку, и ве­лел сба­вить обо­ро­ты ма­ши­ны.

Пер­вым об­на­ру­жил по­жар мо­ло­дой немец из Ро­сто­ка Фри­дрих Бадт­ке. Про­хо­дя ра­но утром по па­лу­бе, он за­ме­тил, что из-под бре­зен­та лю­ко­во­го за­кры­тия пер­во­го трю­ма стру­ит­ся жел­тый дым и на­ру­жу уже про­би­ва­ют­ся язы­ки пла­ме­ни. Бадт­ке по­бе­жал в сто­ро­ну хо­до­во­го мо­сти­ка и крик­нул вах­тен­но­му офи­це­ру, что суд­но го­рит. Вах­тен­ный штур­ман по­слал на бак мат­ро­са, и, ко­гда тот по­до­шел к трю­му, чтобы про­ве­рить, что в нем про­изо­шло, внут­ри раз­дал­ся силь­ный взрыв. Лю­ко­вые крыш­ки бы­ли со­рва­ны с ме­ста, дым впе­ре­меж­ку с пла­ме­нем по­ва­лил силь­нее, трюм пы­лал... Огонь рас­про­стра­нил­ся на­столь­ко быст­ро, что спав­шие на твин­де­ке пас­са­жи­ры с тру­дом смог­ли най­ти спа­се­ние, вы­брав­шись по кор­мо­вым тра­пам на па­лу­бу. В пла­ме­ни по­гиб­ло трое взрос­лых и один ре­бе­нок, мно­гие по­лу­чи­ли силь­ные ожо­ги.

Ка­пи­тан Инч неза­мед­ли­тель­но объ­явил по­жар­ную тре­во­гу, при­ка­зал обо­им ра­ди­стам быть на сво­их ме­стах и за­про­сить все су­да, на­хо­дя­щи­е­ся по­бли­зо­сти. Ка­пи­тан "Воль­тур­но" пре­крас­но по­ни­мал си­ту­а­цию: норд-ост 8 бал­лов, пы­ла­ю­щий трюм, на бор­ту бо­лее 600 че­ло­ве­че­ских душ и груз. Са­мое глав­ное – груз... Ведь по­ми­мо ге­не­раль­но­го гру­за в трю­мах "Воль­тур­но" на­хо­ди­лось: 360 бо­чек с нефтью, 127 бо­чек и 287 стек­лян­ных со­су­дов с хи­ми­ка­та­ми, 1189 кип с тор­фя­ным мо­хом, ки­пы с джу­том, ма­шин­ное мас­ло, ро­гож­ная та­ра (меш­ки), пень­ка, окись ба­рия и джин. Ви­ди­мо, ка­пи­тан Инч в ду­ше про­кли­нал се­бя, что со­гла­сил­ся в Рот­тер­да­ме при­нять вме­сте с пас­са­жи­ра­ми столь ог­не­опас­ный груз. Они, в пол­ном смыс­ле сло­ва, си­де­ли на по­ро­хо­вой боч­ке, ко­то­рая те­перь пы­ла­ла и мог­ла взо­рвать­ся каж­дую ми­ну­ту.

Оран­же­вые язы­ки пла­ме­ни уже ли­за­ли спа­са­тель­ные де­ре­вян­ные пло­ты, укреп­лен­ные у ос­но­ва­ния фор-ван­тов по­за­ди ба­ка.

Под­чи­ня­ясь при­ка­зу ка­пи­та­на, на­чаль­ник ра­дио­стан­ции па­ро­хо­да Сед­дон в это вре­мя пе­ре­да­вал в эфир аз­бу­кой Мор­зе: "SOS, SOS! Па­ро­ход "Воль­тур­но" ко­ор­ди­на­ты 49-12 нор­до­вой 34-51 ве­сто­вой. Силь­ный по­жар но­со­вой ча­сти. Пы­ла­ют два трю­ма. Необ­хо­ди­ма немед­лен­ная по­мощь". Это со­об­ще­ние бы­ло пе­ре­да­но в эфир несколь­ко раз.

От­вет на при­зыв о по­мо­щи не за­ста­вил се­бя дол­го ждать. Не про­шло и два­дца­ти ми­нут, как вто­рой ра­дист "Воль­тур­но", Хри­сто­фер Пен­нинг­гон, при­нял ра­дио­грам­му с гер­ман­ско­го па­ро­хо­да "Зей­длиц". В ней го­во­ри­лось, что SOS при­нят, немец­кое суд­но на­хо­дит­ся от "Воль­тур­но" в 90 ми­лях и спе­шит на по­мощь. Еще через несколь­ко ми­нут при­шел от­вет от ан­глий­ско­го лай­не­ра "Кар­ма­ния". Он со­об­щал, что на­хо­дит­ся на кон­тр­кур­се в 79 ми­лях от "Воль­тур­но" и идет на по­мощь на пре­дель­ных обо­ро­тах. В те­че­ние ча­са ра­дио­стан­ция го­ря­ще­го па­ро­хо­да по­лу­чи­ла еще де­сять со­об­ще­ний от су­дов, ко­то­рые при­ня­ли его SOS.

Тем вре­ме­нем ка­пи­тан Инч, рас­по­ря­див­шись раз­дать всем пас­са­жи­рам спа­са­тель­ные жи­ле­ты, со вто­рым штур­ма­ном Эд­вар­дом Ллой­дом и мат­ро­са­ми ру­ко­во­дил ту­ше­ни­ем по­жа­ра в трю­ме. Не по­мо­га­ли ни уг­ле­кис­лот­ные ог­не­ту­ши­те­ли, ни недав­но по­став­лен­ная на суд­но си­сте­ма па­ро­ту­ше­ния. Един­ствен­ное, что оста­ва­лось сде­лать Ин­чу – это пу­стить в трюм по­жар­ные ру­ка­ва и дать в них под дав­ле­ни­ем во­ду. Но не про­шло и двух ми­нут, как в трю­ме раз­дал­ся взрыв, пла­мя ух­ну­ло и взмет­ну­лось вверх к фок-мачте. Через счи­тан­ные се­кун­ды про­изо­шел еще один взрыв. Не успей ту­шив­шие по­жар мо­ря­ки по­сле пер­во­го взры­ва быст­ро отой­ти в сто­ро­ну кор­мы, из них ни­кто не остал­ся бы в жи­вых. Вто­рой взрыв был на­столь­ко силь­ным, что ко­те­лок глав­но­го пу­те­во­го ком­па­са сле­тел с кар­да­но­во­го под­ве­са. Ма­шин­ный те­ле­граф вы­шел из строя, а па­ро­вая руле­вая ма­ши­на сло­ма­лась. В цен­траль­ном пас­са­жир­ском са­лоне и в ла­за­ре­те об­ру­ши­лась под­во­ло­ка. Неуправ­ля­е­мое суд­но при­ве­лось к вет­ру, и пла­мя ста­ло от­но­сить в сто­ро­ну спар­де­ка.

С по­мо­щью ава­рий­но­го руч­но­го руле­во­го при­во­да Ин­чу уда­лось еще раз раз­вер­нуть суд­но кор­мой к вет­ру и с по­мо­щью струй во­ды из двух брандс­пой­тов предот­вра­тить за­го­ра­ние хо­до­во­го мо­сти­ка и пе­ред­ней ча­сти спар­де­ка. Тем не ме­нее огонь уже за­хва­тил од­ну тре­тью часть дли­ны па­ро­хо­да. Оби­та­те­ли твин­де­ков пер­вых двух трю­мов, спа­сая свою жизнь, бро­си­лись на па­лу­бу спар­де­ка, ло­мая две­ри и раз­би­вая квад­рат­ные ил­лю­ми­на­то­ры. Хо­тя вре­мя от вре­ме­ни в глу­бине но­со­вых трю­мов раз­да­ва­лись глу­хие взры­вы и над па­лу­бой, за­ли­ва­е­мой брыз­га­ми волн, тан­це­ва­ли оран­же­вые и фио­ле­то­вые язы­ки пла­ме­ни, ка­пи­тан "Воль­тур­но" про­дол­жал от­ча­ян­ные по­пыт­ки по­га­сить по­жар. Он, уже по­лу­чив­ший несколь­ко жут­ких ожо­гов, при­ка­зал мат­ро­сам па­луб­ной ко­ман­ды рас­ка­тать пе­ред спар­де­ком все име­ю­щи­е­ся по­жар­ные ру­ка­ва и на­прав­лять струи во­ды в два го­рев­ших трю­ма. Мат­ро­сы же, бо­ясь но­вых взры­вов, от­ка­за­лись по­ви­но­вать­ся ка­пи­та­ну. То­гда Инч под­нял­ся к се­бе в ка­ю­ту, взял ре­воль­вер и вер­нул­ся на пе­ред­нюю па­лу­бу. Те­перь у мат­ро­сов не бы­ло дру­го­го вы­хо­да Они про­дол­жа­ли борь­бу с ог­нем.. Это, ви­ди­мо, и спас­ло по­ло­же­ние. Пла­мя уда­лось сбить, и огонь от­сту­пил, но от­сту­пил на вре­мя.

Ка­пи­тан, офи­це­ры и ко­ман­да "Воль­тур­но" зна­ли, что на по­мощь им, невзи­рая на силь­ный норд-ост, идут несколь­ко су­дов; оста­ва­лось про­дер­жать­ся ка­ких-ни­будь 4-5 ча­сов Но пас­са­жи­ры это­го не ве­да­ли. Они в па­ни­ке бро­си­лись ис­кать спа­се­ния на кор­ме па­ро­хо­да. Там воз­ник­ла та­кая дав­ка, что сто­яв­шие бли­же к бор­ту бук­валь­но бы­ли "вы­дав­ле­ны" за борт через про­емы меж­ду ре­лин­га­ми близ швар­то­вых кнех­тов В бу­шу­ю­щие вол­ны па­да­ли жен­щи­ны и де­ти Так по­гиб­ло око­ло де­сят­ка че­ло­век, а тол­па про­дол­жа­ла при­бы­вать Бо­ясь по­гиб­нуть от взры­вов в ка­ю­тах и ко­ри­до­рах спар­де­ка, лю­ди ис­ка­ли спа­се­ния на от­кры­той кор­мо­вой па­лу­бе. Ка­за­лось, пре­кра­тить эту тол­чею не бы­ло воз­мож­но­сти. Од­на­ко су­до­вой по­вар, от­ли­чав­ший­ся ги­гант­ским ро­стом и мо­гу­чим те­ло­сло­же­ни­ем, су­мел зыч­ным го­ло­сом пе­ре­кри­чать тол­пу и шум штор­ма Его по­ня­ли, и лю­ди на вре­мя пре­кра­ти­ли свое дви­же­ние к кор­мо­вым ре­лин­гам Тех, кто про­дол­жал па­ни­ко­вать и бу­до­ра­жить тол­пу, по­вар быст­ро "вра­зу­мил" веслом. Так за счет двух-трех про­лом­лен­ных го­лов бы­ли спа­се­ны де­сят­ки де­тей и жен­щин.

Все же, несмот­ря на все ста­ра­ния и са­мые от­ча­ян­ные по­пыт­ки, ко­ман­да "Воль­тур­но" не смог­ла оси­лить сти­хию ог­ня. Крас­ка на па­лу­бе и бор­тах уже дав­но вы­го­ре­ла, кор­пус па­ро­хо­да в от­дель­ных ме­стах вспу­чил­ся, в дру­гих – про­сел и про­гнул­ся. От силь­но­го жа­ра лоп­ну­ли сталь­ные тро­сы, под­дер­жи­ва­ю­щие фор-стень­гу (на ней од­ним кон­цом бы­ла за­креп­ле­на ра­дио­ан­тен­на), ко­то­рая при каж­дом крене суд­на угро­жа­ю­ще рас­ка­чи­ва­лась.

- Ес­ли она рухнет, – ска­зал ка­пи­та­ну вто­рой штур­ман Эд­вард Ллойд, – на­ша пе­сен­ка спе­та, мы оста­нем­ся без свя­зи.

Смель­ча­ков лезть на та­кую вы­со­ту во вре­мя вось­ми­балль­но­го штор­ма, да еще над го­ря­щим трю­мом, сре­ди мат­ро­сов па­луб­ной ко­ман­ды не на­шлось. И Ллойд, бу­дучи че­ло­ве­ком сме­лым и ре­ши­тель­ным, сам по­лез на мач­ту, чтобы за­кре­пить стень­гу. Сде­лав две от­тяж­ки, ко­то­рые удер­жи­ва­ли стень­гу по бор­там, штур­ман спус­кал­ся на па­лу­бу. Па­ро­ход на волне силь­но кач­ну­ло, Ллойд уда­рил­ся о мач­ту. Дос­ка в его бе­сед­ке вы­ско­чи­ла, и он с вы­со­ты че­ты­рех мет­ров упал на па­лу­бу и по­вре­дил се­бе по­зво­ноч­ник...

Су­до­вые ча­сы по­ка­зы­ва­ли 8 ча­сов 30 ми­нут.

Ед­ва на­чал сти­хать по­жар в но­со­вых трю­мах, как на па­лу­бе по­явил­ся по­кры­тый страш­ны­ми ожо­га­ми вто­рой ме­ха­ник Мал­ком­сон и до­ло­жил ка­пи­та­ну: – Пла­мя пе­ре­ки­ну­лось в бун­ке­ры. Мы не мо­жем его сбить из-за га­за. По­да­ча уг­ля к топ­кам пре­кра­ще­на.

Это озна­ча­ло, что упа­дет дав­ле­ние па­ра в кот­лах, ма­ши­на оста­но­вит­ся и го­ря­щее суд­но сно­ва при­ве­дет­ся к вет­ру. Ес­ли так слу­чит­ся, то пла­мя тут же пе­ре­ки­нет­ся на спар­дек и по­том на ют. К это­му вре­ме­ни в бун­ке­рах "Воль­тур­но" оста­ва­лось 400 тонн уг­ля. Ко­че­га­ры смог­ли пе­ре­вез­ти на тач­ках к топ­кам лишь 6 тонн. По рас­че­там стар­ше­го ме­ха­ни­ка Ро­бер­та Дюу­о­ра, это­го бо­лее чем скром­но­го за­па­са мог­ло хва­тить для под­дер­жа­ния ми­ни­маль­но­го дав­ле­ния в кот­лах при­мер­но на 5 ча­сов.

Огонь с жад­но­стью про­дол­жал от­во­е­вы­вать у лю­дей и без то­го огра­ни­чен­ную тер­ри­то­рию жиз­нен­но­го про­стран­ства. Боль­шая часть су­до­вых по­ме­ще­нии бы­ла за­пол­не­на ед­ким ды­мом, па­лу­ба рас­ка­ли­лась на­столь­ко, что че­ло­век, да­же обу­тый, с тру­дом мог на ней сто­ять. Са­мым страш­ным при сло­жив­ших­ся об­сто­я­тель­ствах для ка­пи­та­на Ин­ча бы­ла па­ни­ка сре­ди пас­са­жи­ров. Она на­чи­на­ла воз­рас­тать по ме­ре уве­ли­че­ния пла­ме­ни над но­со­вы­ми трю­ма­ми па­ро­хо­да. Кто-то пу­стил слух, что в но­со­вой ча­сти па­ро­хо­да про­го­ре­ли бор­та и суд­но с ми­ну­ты на ми­ну­ту за­тонет. По­слы­ша­лись вы­кри­ки: "Спус­кай­те шлюп­ки! Са­ди­тесь в шлюп­ки!" И сно­ва страш­ная дав­ка и нераз­бе­ри­ха.

Не до­жи­да­ясь раз­ре­ше­ния ка­пи­та­на, пас­са­жи­ры ста­ли са­мо­воль­но стас­ки­вать со шлю­пок бре­зен­ты и за­ни­мать в них ме­ста. Как вы­ва­лить шлюп­ки за борт и как поль­зо­вать­ся та­ля­ми, они не зна­ли.

Ви­дя, что обе­зу­мев­шую от стра­ха тол­пу от шлю­пок уже не ото­гнать, ка­пи­тан Инч вы­нуж­ден был от­дать ко­ман­ду спус­кать их на во­ду. С боль­шим тру­дом мат­ро­сам уда­лось во­дво­рить кое-ка­кой по­ря­док и на­чать по­сад­ку лю­дей в шлюп­ки. Ко­ман­до­ва­ние шлюп­кой № 2, ко­то­рую спус­ка­ли пер­вой, Инч по­ру­чил стар­ше­му по­мощ­ни­ку Мил­ле­ру. В ней раз­ме­сти­ли око­ло 22 жен­щин с детьми, несколь­ко стю­ар­десс, стар­ше­го стю­ар­да, греб­цов из чис­ла па­луб­ной ко­ман­ды и стар­ше­го руле­во­го. Шлюп­ка, ед­ва кос­нув­шись во­ды, неожи­дан­но на­кре­ни­лась под уг­лом по­чти 90 гра­ду­сов, и все, кто в ней был, ока­за­лись в во­де. С па­лу­бы па­ро­хо­да ви­де­ли, как Мил­лер с мат­ро­са­ми пы­та­лись по­ста­вить ее на ров­ный киль. Это им уда­лось, и они ста­ли спа­сать тех, кто еще дер­жал­ся на во­де. Через несколь­ко ми­нут вет­ром и вол­на­ми шлюп­ку № 2 от­нес­ло в сто­ро­ну, и она скры­лась из ви­ду. Боль­ше о ней ни­че­го не бы­ло из­вест­но.

Вто­рой на во­ду спу­сти­ли шлюп­ку № 6. В ней на­хо­ди­лось око­ло 40 пас­са­жи­ров и несколь­ко мат­ро­сов. Спуск ее про­шел удач­но. Од­на­ко при де­вя­ти­балль­ном штор­ме ее не смог­ли удер­жать близ "Воль­тур­но". Вско­ре, как и шлюп­ка № 2, она скры­лась из ви­ду, и о ней с тех пор не по­сту­па­ло ни­ка­ких све­де­ний.

Шлюп­ка № 7 пра­во­го бор­та, за­пол­нен­ная до от­ка­за пас­са­жи­ра­ми и управ­ля­е­мая ше­стью мат­ро­са­ми, так­же удач­но бы­ла спу­ще­на на во­ду, но, как толь­ко от­да­ли та­ли, вол­ной ее от­нес­ло под под­зор кор­мы. На оче­ред­ной волне вы­со­той по­чти 10 мет­ров па­ро­ход, опус­ка­ясь с греб­ня, кор­мой на­ва­лил­ся на шлюп­ку и под­мял ее под се­бя. Ни од­но­го че­ло­ве­ка при этом спа­сти не смог­ли.

Шлюп­ку под № 12 спус­ка­ли са­ми пас­са­жи­ры. Она еще бы­ла в 3 мет­рах от во­ды, ко­гда бы­ли от­да­ны но­со­вые та­ли. Шлюп­ка по­вис­ла вер­ти­каль­но на кор­мо­вых та­лях, все на­хо­див­ши­е­ся в ней упа­ли в во­ду и по­гиб­ли в вол­нах...

А спа­са­те­ли тем вре­ме­нем бы­ли уже на под­хо­де. Ра­дио­стан­ция "Воль­тур­но" дер­жа­ла непре­рыв­ную связь с несколь­ки­ми спе­шив­ши­ми на по­мощь су­да­ми.

На­ко­нец в 12 ча­сов 30 ми­нут сре­ди се­дых волн на фоне свин­цо­вых туч по­ка­зал­ся двух­труб­ный лай­нер "Кар­ма­ния". При­няв SOS, его ка­пи­тан Джеймс Барр при­ка­зал удво­ить вах­ту ко­че­га­ров и раз­вить пре­дель­ный ход. С 16 уз­лов ско­рость бы­ла уве­ли­че­на до 20, 9 уз­ла. Ра­дио­стан­ция "Кар­ма­нии", мчав­шей­ся к "Воль­тур­но", бы­ла на­мно­го мощ­нее ра­дио­стан­ции тер­пя­ще­го бед­ствие суд­на, она непре­рыв­но ре­транс­ли­ро­ва­ла его SOS и при­ни­ма­ла со­об­ще­ния, по­лу­чен­ные с дру­гих от­клик­нув­ших­ся на сиг­нал бед­ствия су­дов.

Ка­пи­тан Барр под­вел свой огром­ный ко­рабль (вме­сти­мо­стью око­ло 20 ты­сяч ре­ги­стро­вых тонн, дли­ной 185 мет­ров) с под­вет­рен­ной сто­ро­ны на 100 мет­ров к бор­ту го­ря­ще­го па­ро­хо­да, вы­ва­лил за борт 6 спа­са­тель­ных шлю­пок, несколь­ко шторм­тра­пов, при­го­то­вил бро­са­тель­ные кон­цы и спа­са­тель­ные кру­ги. Ка­пи­тан "Кар­ма­нии" на­де­ял­ся, что лю­ди с "Воль­тур­но" бу­дут спа­сать­ся вплавь и он смо­жет под­нять их к се­бе на борт. Но с па­лу­бы го­ря­ще­го па­ро­хо­да прыг­нуть в во­ду ни­кто не риск­нул.

Как уже го­во­ри­лось, шторм уси­лил­ся, ве­тер сры­вал греб­ни волн, вы­со­та ко­то­рых до­стиг­ла де­ся­ти мет­ров.

"Кар­ма­ния" мед­лен­но кру­жи­ла во­круг об­ре­чен­но­го па­ро­хо­да, один раз она про­шлась вдоль кор­мы "Воль­тур­но" на рас­сто­я­нии 15 мет­ров, но по-преж­не­му ни­кто из сто­яв­ших на па­лу­бе го­ря­ще­го па­ро­хо­да не риск­нул прыг­нуть во вздыб­лен­ную хо­лод­ную пу­чи­ну. На­ко­нец ка­пи­тан Барр ре­шил по­про­бо­вать спу­стить на во­ду од­ну из сво­их шлю­пок. Он по­ста­вил лай­нер с на­вет­рен­ной сто­ро­ны от "Воль­тур­но" и при­ка­зал стар­ше­му по­мощ­ни­ку Гард­не­ру с 9 мат­ро­са­ми спу­стить шлюп­ку и по­то­ро­пить­ся к жду­щим по­мо­щи пас­са­жи­рам. Но по­ка шлюп­ка до­стиг­ла во­ды, го­ря­щий па­ро­ход от­нес­ло вет­ром на 300 мет­ров. Поз­же один из мат­ро­сов, быв­ший с Гард­не­ром в шлюп­ке, вспо­ми­нал: "Огром­ные вол­ны не поз­во­ля­ли нам про­дви­нуть­ся впе­ред. Од­на вы­со­кая вол­на на­кры­ла на­шу шлюп­ку и унес­ла семь ве­сел. У нас оста­лось три вес­ла, од­но из ко­то­рых бы­ло сло­ма­но у валь­ка. Мы не мог­ли те­перь дви­гать­ся ни впе­ред, ни на­зад, шлюп­ку бес­пре­стан­но за­ли­ва­ло. Стар­ший по­мощ­ник от­дал пла­ву­чий якорь и стал ждать по­мо­щи "Кар­ма­нии". Она по­до­шла к нам с на­вет­ра и бук­валь­но на­ва­ли­лась на на­шу шлюп­ку. Ка­пи­тан Барр крик­нул с мо­сти­ка в ру­пор:

"Черт с ней, со шлюп­кой! Спа­сай­тесь са­ми!" По­сле двух ча­сов борь­бы с вол­на­ми у нас уже не бы­ло сил под­нять­ся на борт по сви­сав­шим вдоль бор­та шкен­те­лям и шторм­тра­пам, нас на кон­цах вта­щи­ли на борт".

По­тер­пев неуда­чу со шлюп­кой, ка­пи­тан Барр сбро­сил на во­ду шесть де­ре­вян­ных спа­са­тель­ных пло­тов, рас­счи­ты­вая, что вет­ром их от­не­сет к бор­ту "Воль­тур­но". Но он про­счи­тал­ся в сво­ем ма­нев­ре: "Воль­тур­но", из­рас­хо­до­вав весь свой уголь, не имел хо­да, и пло­ты от­нес­ло в сто­ро­ну.

В 15 ча­сов 30 ми­нут к ме­сту разыг­рав­шей­ся тра­ге­дии по­до­шел немец­кий па­ро­ход "Зей­длиц". Его ка­пи­тан Ха­ген­мей­ер при­ка­зал спу­стить на во­ду шлюп­ку и на­чать спа­се­ние лю­дей с "Воль­тур­но". Но не успе­ла эта шлюп­ка прой­ти и 200 мет­ров, как бы­ла на­по­ло­ви­ну за­ли­та во­дой и с тру­дом вер­ну­лась к сво­е­му па­ро­хо­ду.

Через час на по­мощь по­до­шел гер­ман­ский лай­нер "Грос­сер Кюр­фюрст". Сво­их шлю­пок на во­ду он не спу­стил, ви­ди­мо ожи­дая улуч­ше­ния по­го­ды.

Ко­гда при­был бель­гий­ский па­ро­ход "Кро­он­ланд", его 16 мо­ря­ков об­ра­ти­лись к ка­пи­та­ну Крей­бо­хо­му с прось­бой раз­ре­шить им ид­ти на шлюп­ке к го­рев­ше­му "Воль­тур­но". Один из этих доб­ро­воль­цев по­том пи­сал:

"Бы­ло очень силь­ное вол­не­ние, и нам ка­за­лось, что шлюп­ка вот-вот за­тонет и мы все по­гиб­нем в вол­нах. Мы до­воль­но близ­ко по­до­шли к "Воль­тур­но", но не су­ме­ли взять с него ко­го-ли­бо из тол­пив­ших­ся на его кор­ме лю­дей. С ве­ли­ким тру­дом мы вер­ну­лись на­зад".

В 16. 00 по­ло­же­ние на "Воль­тур­но" ста­ло кри­ти­че­ским. По­жар в но­со­вых трю­мах бу­ше­вал по-преж­не­му, оба бор­та па­ро­хо­да от­све­чи­ва­ли виш­не­вым цве­том, суд­но бы­ло оку­та­но бе­лым ды­мом, ко­то­рый норд-остом от­но­си­ло в сто­ро­ну ба­ка. Невзи­рая на ухищ­ре­ния стар­ше­го ме­ха­ни­ка Дюу­о­ра, рас­тя­нуть шесть тонн уг­ля на как мож­но боль­ший срок не уда­лось, и его те­перь ед­ва хва­та­ло, чтобы со­хра­нить в кот­лах ми­ни­маль­ное дав­ле­ние па­ра для вра­ще­ния глав­ной ма­ши­ны. В про­тив­ном слу­чае го­ря­щий па­ро­ход все эти ча­сы не смог бы удер­жи­вать­ся кор­мой на ве­тер.

В на­ча­ле пя­то­го ча­са ка­пи­тан "Воль­тур­но" пе­ре­дал по сво­ей ра­ции всем су­дам: "По­дой­ди­те немед­лен­но. Суд­но мо­жет за­то­нуть каж­дую ми­ну­ту. Кор­пус силь­но де­фор­ми­ру­ет­ся". На­блю­дав­шие аго­нию "Воль­тур­но" су­да немно­го при­бли­зи­лись, но ни од­на их шлюп­ка не бы­ла спу­ще­на на во­ду. И хо­тя пол­де­сят­ка спа­са­те­лей со всех сто­рон окру­жи­ли го­рев­ший па­ро­ход, ока­зать по­мо­щи они фак­ти­че­ски не мог­ли. Все вы­гля­де­ло так, буд­то "Воль­тур­но" в оке­ане был один...

Ка­пи­тан Инч все вре­мя на­хо­дил­ся в дви­же­нии: он ру­ко­во­дил ту­ше­ни­ем по­жа­ра, вел пе­ре­го­во­ры по ра­дио с су­да­ми, успо­ка­и­вал те­ря­ю­щих вся­кую на­деж­ду на спа­се­ние пас­са­жи­ров. Сам он уже не раз был на во­лос­ке от смер­ти, у него об­го­ре­ли на го­ло­ве во­ло­сы, бро­ви и рес­ни­цы, ли­цо изуро­до­ва­ли вол­ды­ри от ожо­гов, его ка­пи­тан­ская фор­ма бы­ла изо­дра­на в кло­чья и по­кры­та са­жей, по­дош­вы бо­ти­нок по­чти про­го­ре­ли. Но этот му­же­ствен­ный че­ло­век, ка­за­лось, не за­ме­чал сво­их стра­да­ний и не об­ра­щал вни­ма­ния на боль, его мозг за­ни­ма­ла лишь од­на мысль – спа­сти пол­ты­ся­чи вве­рен­ных ему I че­ло­ве­че­ских душ. И ка­пи­тан Инч при­ду­мал, как он сам поз­же вы­ра­зил­ся, "де­мон­стра­ци­он­ный ход". Он ре­шил, как го­во­рят, "уте­реть нос" сво­им спа­са­те­лям, на­гляд­но до­ка­зав им, что в уме­лых ру­ках су­до­вая спа­са­тель­ная шлюп­ка мо­жет вы­пол­нять свою функ­цию да­же При де­вя­ти­балль­ном штор­ме. Но кто бу­дет ко­ман­до­вать этой шлюп­кой? Сам Инч оста­вить го­ря­щее суд­но с людь­ми, без­услов­но, не мог. Стар­пом по­гиб, боц­ман – то­же. Тре­тий штур­ман, хо­тя и был от­лич­ным на­ви­га­то­ром, для управ­ле­ния шлюп­кой при та­ком штор­ме не имел до­ста­точ­но­го опы­та. Оста­вал­ся толь­ко Эд­вард Ллойд, тот са­мый, ко­то­рый за­кре­пил фор-стень­гу и, со­рвав­шись с бе­сед­ки, упал на па­лу­бу... Но бра­вый штур­ман, невзи­рая на по­лу­чен­ную трав­му, сам вы­звал­ся ко­ман­до­вать шлюп­кой. Из двух де­сят­ков доб­ро­воль­цев Ллойд вы­брал са­мых опыт­ных и силь­ных греб­цов – мат­ро­сов Ол­се­на и Янг­ко­ви­ста, стю­ар­да Рей­зе­ви­ца и ко­че­га­ра-ин­дий­ца Про­ти­вак­шу Ба­су. Вме­сто боль­шой спа­са­тель­ной шлюп­ки вто­рой штур­ман пред­по­чел се­ми­мет­ро­вый ра­бо­чий вель­бот.

Ос­но­вав но­вые та­ли, мо­ря­ки "Воль­тур­но" при­сту­пи­ли к спус­ку вель­бо­та на во­ду. Это бы­ла очень от­вет­ствен­ная опе­ра­ция. Ко­гда рас­сто­я­ние от дни­ща вель­бо­та до греб­ня оче­ред­ной на­бе­жав­шей вол­ны со­ста­ви­ло 2 мет­ра, Ллойд раз­об­щил кор­мо­вые та­ли и тут же, бук­валь­но через пол­се­кун­ды, – но­со­вые. Удар дни­щем о во­ду по­лу­чил­ся сколь­зя­щим, и вель­бот остал­ся цел. Мгно­вен­но вста­вив вес­ла в уклю­чи­ны, мо­ря­ки во­вре­мя успе­ли от­кло­нить­ся от ка­ча­ю­ще­го­ся на волне бор­та па­ро­хо­да.

Вот что со­об­щил об этом пе­ре­хо­де вель­бо­та оче­ви­дец Вил­ли Рей­зе­виц: "Ллойд управ­лял вель­бо­том и пы­тал­ся осве­щать путь ма­лень­ким элек­три­че­ским фо­на­ри­ком. Это бы­ла тя­же­лая схват­ка с мо­рем. На дни­ще мы по­ло­жи­ли несколь­ко оде­ял, чтобы их вы­ки­ды­вать, по ме­ре то­го как они впи­ты­ва­ли во­ду. Но все рав­но вол­ны за­ли­ва­ли нас, и од­но­му че­ло­ве­ку при­хо­ди­лось непре­рыв­но лей­кой вы­чер­пы­вать во­ду с быст­ро­той, на ка­кую он толь­ко был спо­со­бен. Мы по­до­шли к бор­ту "Грос­се­ра Кюр­фюр­ста" Си­лы на­ши ис­сяк­ли. Нас на кон­цах под­ня­ли на па­лу­бу По­след­ний, кто по­ки­нул вель­бот, был вто­рой штур­ман Ллойд, и, как толь­ко его под­ня­ли, вель­бот за­то­нул. Ллойд ска­зал: "Ни­че­го, маль­чи­ки! Мы до­бра­лись сю­да и до­ка­за­ли, что мо­жем сей­час ис­поль­зо­вать шлюп­ки. Мы вы­пол­ни­ли при­каз ка­пи­та­на. Те­перь я уве­рен, что ка­пи­та­ны всех этих су­дов что-ни­будь да пред­при­мут для спа­се­ния жен­щин и де­тей". С "Кюр­фюр­ста" по ра­дио пе­ре­да­ли на "Воль­тур­но": "Ваш вто­рой штур­ман Ллойд и че­ты­ре че­ло­ве­ка при­бы­ли бла­го­по­луч­но".

Од­на­ко ка­пи­тан Инч и вто­рой штур­ман "Воль­тур­но" ошиб­лись: хо­тя все ка­пи­та­ны сто­яв­ших на­го­то­ве су­дов ви­де­ли, что на вель­бо­те с пы­ла­ю­ще­го па­ро­хо­да спас­лись пять че­ло­век, шлю­пок на во­ду ни­кто не спу­стил. В 19 ча­сов 20 ми­нут "Грос­сер Кюр­фюрст" ра­ди­ро­ва "Воль­тур­но": "Мо­ре еще не спо­кой­но, чтобы эва­ку­и­ро­вать ва­ших пас­са­жи­ров. Ждем рас­све­та".

Тем вре­ме­нем на бор­ту "Воль­тур­но" тво­ри­лось что-то ужас­ное. Кор­пус па­ро­хо­да и его во­до­не­про­ни­ца­е­мые пе ре­бор­ки ока­за­лись на ред­кость проч­ны­ми: рас­ка­лен­но­ое мно­гих ме­стах до­крас­на суд­но от­ка­зы­ва­лось то­нуть. Па роход сей­час по­хо­дил на ги­гант­скую пла­ва­ю­щую жа­ров­ню или пла­ва­ю­щий сре­ди бу­шу­ю­щих волн огром­ный ко" стер. Пас­са­жи­ры и эки­паж "Воль­тур­но" чув­ство­ва­ли, что им уже не до­ждать­ся рас­све­та. Кор­пус суд­на рас­ка­лял­ся все боль­ше и боль­ше, уже невоз­мож­но бы­ло сто­ять на же­лез­ной па­лу­бе: по­дош­вы обу­ви на­чи­на­ли тлеть. Лю­дям все вре­мя при­хо­ди­лось пе­ре­хо­дить с ме­ста на ме­сто, вы би­рая те ча­сти па­лу­бы, ку­да за­хле­сты­ва­ла во­да. Шторм в ка­кой-то сте­пе­ни об­лег­чал стра­да­ния об­ре­чен­ных на му­чи­тель­ную смерть лю­дей. На кор­ме "Воль­тур­но" слы­ша­лись сто­ны обо­жжен­ных, плач и вопли жен­щин, кри­ки де­тей. Неко­то­рые эми­гран­ты не вы­дер­жа­ли та­ких му­че­ний, они счи­та­ли, что лег­че уме­реть сре­ди волн, чем сго­реть за­жи­во на этой пла­ва­ю­щей жа­ровне.

Лю­ди по­оди­ноч­ке и груп­па­ми на­ча­ли пры­гать за борт, пы­та­ясь плыть ту­да, где сре­ди на­сту­па­ю­щей но­чи ма­я­чи­ли кор­пу­са па­ро­хо­дов. Но что мог сде­лать че­ло­век в одеж­де с за­тя­ну­тым во­круг гру­ди жест­ким проб­ко­вым жи­ле­том? Вет­ром его быст­ро от­но­си­ло в сто­ро­ну от то­го ме­ста, ку­да он пы­тал­ся плыть, и те, кто с па­лу­бы сле­дил за ним, те­ря­ли его из ви­ду. Вплавь спа­стись уда­лось очень немно­гим.

В след­ствии по де­лу ги­бе­ли "Воль­тур­но" ни­че­го не го­во­рит­ся о тем­пе­ра­ту­ре во­ды. Ка­ко­ва она мог­ла быть тем ок­тябрь­ским днем 1913 го­да? Мож­но пред­по­ла­гать, что не вы­ше 15 гра­ду­сов по Цель­сию. Во вся­ком слу­чае, неко­то­рые пас­са­жи­ры, ко­то­рые смог­ли спа­стись с "Воль­тур­но" вплавь, дер­жа­лись на во­де несколь­ко ча­сов. Эми­грант из Рос­сии Гер­ман Ре­мер вспо­ми­нал: "Ви­дя тра­ге­дию со шлюп­ка­ми, ко­то­рые с людь­ми раз­би­ва­ло о борт па­ро­хо­да, я не вы­дер­жал и прыг­нул в во­ду. Во­да как-то осве­жи­ла ме­ня, и я уже не слы­шал страш­ных кри­ков жен­щин и де­тей. Вско­ре я стал сла­беть и око­че­нел. Мне по­счаст­ли­ви­лось схва­тить­ся за сви­сав­шую с бор­та па­ро­хо­да ве­рев­ку. Ожи­дая спа­се­ния, я дер­жал­ся за нее семь ча­сов".

Позд­ним ве­че­ром на по­мощь го­ря­ще­му "Воль­тур­но" по­до­шло еще несколь­ко су­дов: фран­цуз­ский лай­нер "Ла Ту­рень", аме­ри­кан­ский транс­порт "Мин­неа­по­лис", ан­глий­ский па­ро­ход "Де­во­ни­ан", аме­ри­кан­ский па­ро­ход "Рап­па­хан­нок" и гру­зо-пас­са­жир­ский па­ро­ход "Рус­ско­го "Во­сточ­но-Ази­ат­ско­го об­ще­ства" "Царь" – тот па­ро­ход, о ко­то­ром так неспра­вед­ли­во умал­чи­ва­ют за­ру­беж­ные ис­то­ри­ки.

Рас­ска­жем о нем по­дроб­нее.

Па­ро­ход "Царь" по­стро­и­ли в 1912 го­ду. В том же го­ду со­вер­шил свой пер­вый рейс из Ли­ба­вы в Нью-Йорк с за­хо­дом в Ко­пен­га­ген и Рот­тер­дам. По тем вре­ме­нам это бы­ло вполне совре­мен­ное суд­но вме­сти­мо­стью 6516 ре­ги­стро­вых тонн, дли­ной 150 мет­ров, ши­ри­ной 18 мет­ров. В ка­ю­тах и на твин­де­ках че­ты­рех трю­мов мог­ло раз­ме­стить­ся око­ло ты­ся­чи пас­са­жи­ров. Па­ро­вая ма­ши­на мощ­но­стью 5 600 ло­ша­ди­ных сил, ра­бо­тав­шая на два вин­та, обес­пе­чи­ва­ла ход в 15 уз­лов. Па­ро­ход от­ли­чал­ся хо­ро­шим внеш­ним ви­дом, без­уко­риз­нен­ной чи­сто­той и уме­лой, по­до­бран­ной ко­ман­дой.

Ко­гда ра­дио­стан­ция "Ца­ря" по­лу­чи­ла SOS "Воль­тур­но", его ка­пи­тан Я. Сми­лт­ни­ек при­нял ре­ше­ние из­ме­нить курс и ид­ти на по­мощь. От ме­ста разыг­рав­шей­ся тра­ге­дии па­ро­ход на­хо­дил­ся при­мер­но в 150 ми­лях. Шлюп­ки с "Ца­ря" на­ча­ли спус­кать, как толь­ко он по­до­шел к "Воль­тур­но".

В 1962 го­ду ав­то­ру этих строк до­ве­лось встре­тить­ся с од­ним из оче­вид­цев опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий, с Яном Ни­ко­ла­е­ви­чем Зем­ту­ром – быв­шим стар­шим по­мощ­ни­ком па­ро­хо­да "Царь", и за­пи­сать его рас­сказ. "Ко­гда мы по­до­шли к ме­сту ка­та­стро­фы, во­круг го­ря­ще­го па­ро­хо­да сто­я­ло во­семь или де­вять боль­ших су­дов, и все мы, ко­неч­но, неска­зан­но уди­ви­лись, ко­гда уви­де­ли, что ни­кто по-на­сто­я­ще­му не пы­та­ет­ся по­мочь гиб­ну­щим лю­дям. Ка­пи­тан Сми­лт­ни­ек был ре­ши­тель­ный че­ло­век и, не ко­леб­лясь, от­дал при­каз спу­стить на во­ду шлюп­ку. За­ме­тив на­ши при­го­тов­ле­ния, ка­пи­тан ка­ко­го-то фран­цуз­ско­го суд­на немед­лен­но при­слал ра­дио­грам­му, в ко­то­рой на­звал это "опас­ным безу­ми­ем". Не пом­ню точ­но, что от­ве­тил наш ка­пи­тан, но суть ра­дио­грам­мы бы­ла та­кой – нет боль­ше­го пре­ступ­ле­ния, чем рав­но­душ­но взи­рать на ги­бель лю­дей. Ведь как дав­но все это бы­ло! А я и сей­час слов­но ви­жу пе­ред со­бой ли­ца спа­сен­ных жен­щин и де­тей Пом­ню, один маль­чик, прыг­нув­ший в шлюп­ку с трех­мет­ро­вой вы­со­ты, су­до­рож­но об­хва­тил ру­чон­ка­ми шею мат­ро­са Кал­ны­ня и все це­ло­вал, це­ло­вал его, об­ли­ва­ясь счаст­ли­вы­ми сле­за­ми".

То­гда Я. Зем­тур воз­гла­вил ко­ман­до­ва­ние пер­вой шлюп­кой, ко­то­рая ото­шла от бор­та "Ца­ря", чтобы снять лю­дей с пы­лав­ше­го па­ро­хо­да. Дру­ги­ми шлюп­ка­ми ко­ман­до­ва­ли вто­рой штур­ман Я. Са­ул­слей и тре­тий штур­ман А. Янов­ский. Сде­лав во вре­мя де­вя­ти­балль­но­го штор­ма, но­чью, несколь­ко от­ча­ян­ных рей­сов, мо­ря­ки рус­ско­го па­ро­хо­да сня­ли с "Воль­тур­но" 102 че­ло­ве­ка. В очер­ке "По­жар на мо­ре", опуб­ли­ко­ван­ном в "Ни­ве", № 43 за 1913 год, рас­ска­за­но:

"С при­бы­ти­ем рус­ско­го па­ро­хо­да спа­се­ние несчаст­ных пас­са­жи­ров "Воль­тур­но" пошло го­раз­до успеш­нее: несмот­ря на бу­рю и гро­мад­ный риск, ко­ман­да рус­ско­го па­ро­хо­да от­пра­ви­лась на шлюп­ках к ме­тав­ше­му­ся по вол­нам гро­мад­но­му ко­ст­ру и успе­ла спа­сти 102 че­ло­ве­ка. При­мер "Ца­ря" по­бу­дил ко­ман­ды дру­гих па­ро­хо­дов к бо­лее су­ще­ствен­но­му ока­за­нию по­мо­щи по­стра­дав­шим, и с го­рев­ше­го па­ро­хо­да бы­ли сня­ты осталь­ные пас­са­жи­ры. В об­щей сум­ме бы­ло спа­се­но 523 че­ло­ве­ка, по­гиб­ло же свы­ше ста".

Уви­дев, что рус­ские успеш­но спа­са­ют на сво­их шлюп­ках лю­дей с "Воль­тур­но", ка­пи­та­ны дру­гих па­ро­хо­дов на­ко­нец-то при­сту­пи­ли к ре­аль­ным дей­стви­ям. От лай­не­ра "Грос­сер Кюр­фюрст" ото­шла под ко­ман­до­ва­ни­ем вто­ро­го штур­ма­на Карлс­бур­га шлюп­ка с во­се­мью греб­ца­ми-доб­ро­воль­ца­ми. В сво­ем от­че­те немец­кий офи­цер пи­сал. "Ко­гда мы по­до­шли к "Воль­тур­но" на рас­сто­я­ние дли­ны од­но­го кор­пу­са суд­на, на нем про­изо­шел взрыв. Этот взрыв вы­вел ра­дио­стан­цию "Воль­тур­но" из строя. По­след­няя ра­дио­грам­ма ка­пи­та­на Ин­ча гла­си­ла: "Всем су­дам Ра­ди Бо­га, спа­си­те пас­са­жи­ров. По­че­му не мо­же­те по­слать нам шлюп­ки? Ра­ди Бо­га, сде­лай­те хоть что-ни­будь".

В 5 ча­сов 30 ми­нут утра, в пят­ни­цу, эс­кад­ра спа­са­те­лей по­пол­ни­лась еще од­ним суд­ном. При­был аме­ри­кан­ский тан­кер "Нар­ра­ган­сетт". Ко­гда он при­нял сиг­нал "Воль­тур­но" о по­мо­щи, рас­сто­я­ние меж­ду су­да­ми со­став­ля­ло 230 миль. Он по­до­шел на по­мощь са­мым по­след­ним. Его ка­пи­тан Харвуд по­ста­вил суд­но с на­вет­ра от бор­та "Воль­тур­но" и при­ка­зал от­ка­чать в мо­ре 30 тонн невос­пла­ме­ня­ю­ше­го­ся сма­зоч­но­го мас­ла. Не имев­ший уже хо­да и по­те­ряв­ший управ­ле­ние "Воль­тур­но" сдрей­фо­вал вет­ром в рай­он огром­но­го пят­на мас­ла, раз­лив­ше­го­ся по по­верх­но­сти оке­а­на. В этом ме­сте ве­тер уже не сры­вал вер­хуш­ки с греб­ней волн. Де­ло у спа­са­те­лей пошло успеш­нее. За три с по­ло­ви­ной ча­са с "Воль­тур­но" сня­ли остав­ших­ся лю­дей. Те­перь в спа­се­нии участ­во­ва­ли не толь­ко шлюп­ки "Ца­ря", но и 35 шлю­пок всех по­до­шед­ших на по­мощь па­ро­хо­дов.

Хо­тя де­ло при спа­се­нии обо­шлось без че­ло­ве­че­ских жертв, но бы­ли ра­не­ные, при­чем сре­ди спа­са­те­лей.

Кор­мо­вая часть го­рев­ше­го, вер­нее ска­зать, тлев­ше­го па­ро­хо­да на­столь­ко на­ка­ли­лась, что лю­ди, как уже не раз го­во­ри­лось, не мог­ли вы­дер­жать этой пыт­ки и бро­са­лись в во­ду. По­это­му, ко­гда спа­са­тель­ная шлюп­ка фран­цуз­ско­го лай­не­ра "Ла Ту­рень" вста­ла под под­зо­ром кор­мы "Воль­тур­но", пе­ре­нес­шие страш­ный кош­мар лю­ди, в па­ни­че­ском со­сто­я­нии, уже не раз­би­ра­ли ку­да пры­га­ли, лишь бы уго­дить в шлюп­ку и не упасть в во­ду. Та­ким об­ра­зом, несколь­ко фран­цуз­ских мо­ря­ков по­лу­чи­ли трав­мы и да­же уве­чья.

Де­ло не обо­шлось и без дра­ма­ти­че­ских эпи­зо­дов.

В трех мет­рах от бор­та "Воль­тур­но" сто­я­ла шлюп­ка ан­глий­ско­го па­ро­хо­да "Де­во­ни­ан". Од­на эми­грант­ка с го­рев­шей па­лу­бы бро­си­ла мо­ря­кам в шлюп­ку спе­ле­ну­то­го и за­вер­ну­то­го в оде­я­ло груд­но­го мла­ден­ца. Жен­щи­на про­мах­ну­лась: ре­бе­нок упал в во­ду меж­ду шлюп­кой и бор­том па­ро­хо­да, ко­то­рый в это вре­мя на­ва­ли­ва­ло вет­ром на шлюп­ку. Мат­рос "Де­во­ни­а­на" Хей­зел­вуд ныр­нул в во­ду, до­стал ре­бен­ка и за­брал­ся с ним в шлюп­ку бук­валь­но за 3-4 се­кун­ды. Он успел вы­ныр­нуть меж­ду шлюп­кой и бор­том па­ро­хо­да, ко­гда рас­сто­я­ние меж­ду ни­ми со­став­ля­ло 1 метр. Ка­пи­тан Инч, на гла­зах ко­то­ро­го все это про­изо­шло, поз­же за­явил "Это бы­ло са­мое быст­рое дей­ствие че­ло­ве­ка, ко­то­рое я ко­гда-ли­бо ви­дел".

Еще один слу­чай. С од­ной из шлю­пок па­ро­хо­да "Кро­он­чанд" на па­лу­бу под­ни­ма­ли пя­ти­лет­не­го маль­чи­ка Фрол­ка Гросс­ма­на. В спеш­ке мат­ро­сы непра­виль­но за­вя­за­ли во­круг его гру­ди бе­се­доч­ный узел. Ко­гда ре­бен­ка под­ня­ли до по­ло­ви­ны вы­со­ты бор­та па­ро­хо­да, пет­ля уз­ла съе­ха­ла с гру­ди вниз, и маль­чик по­вис вниз го­ло­вой Каж­дую се­кун­ду он мог вы­скольз­нуть из пет­ли и упасть в во­ду или раз­моз­жить се­бе го­ло­ву о сталь­ной борт па­ро­хо­да. Неожи­дан­но из уголь­но­го бор­то­во­го пор­та вы­су­ну­лась гряз­ная чер­ная ру­ка и вта­щи­ла ре­бен­ка в порт. Это ко­че­гар, cлyчaйнo за­ме­тив про­ис­хо­див­шее, при­шел на по­мощь.

На рас­све­те 10 ок­тяб­ря оке­ан стал по­не­мно­гу сти­хать, вол­не­ние умень­ши­лось до 7 бал­лов.

"Воль­тур­но" пред­став­лял со­бой об­го­рев­ший сталь­ной ске­лет. Все де­ре­во на нем вы­го­ре­ло до­тла, ме­талл ко­ро­бил­ся са­мым при­чуд­ли­вым об­ра­зом. Из спар­де­ка и трю­мов все еще ва­лил гу­стой се­рый дым. Ка­за­лось неве­ро­ят­ным, что на его бор­ту где-то мог­ли оста­вать­ся лю­ди.

В 9 "асов 40 ми­нут утра свое суд­но по­след­ним по­ки­нул ка­пи­тан Инч Его под­жи­да­ла шлюп­ка с "Кро­он­лан­да" Не об­ра­щая вни­ма­ния на боль от ожо­гов, с изуро­до­ван­ным ог­нем ли­цом, он спо­кой­но пе­ре­дал мат­ро­сам в шлюп­ку связ­ку су­до­вых до­ку­мен­тов, взял под мыш­ку свою со­ба­чон­ку и спу­стил­ся в шлюп­ку.

Спа­сен­ные пас­са­жи­ры и эки­паж "Воль­тур­но" бы­ли до­став­ле­ны в пор­ты на­зна­че­ния тех су­дов, на ко­то­рые они по­па­ли Па­ро­ход "Царь" до­ста­вил сво­их спа­сен­ных в Рот­тер­дам.

По­сколь­ку в спа­се­нии лю­дей с "Воль­тур­но" при­ни­ма­ли уча­стие мо­ря­ки ше­сти стран, со­бы­тия, про­ис­шед­шие в Ат­лан­ти­ке 9-10 ок­тяб­ря 1913 го­да, вско­лых­ну­ли весь мир. В те­че­ние мно­гих дней га­зе­ты и жур­на­лы Ев­ро­пы и Аме­ри­ки пе­ча­та­ли от­че­ты след­ствен­ных ко­мис­сий и рас­ска­зы оче­вид­цев ка­та­стро­фы.

Не ста­ло де­ло и за на­гра­да­ми для тех, кто до­стой­но про­явил се­бя в этой борь­бе с дву­мя сти­хи­я­ми. Ка­пи­тан Инч по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль "За храб­рость", се­реб­ря­ную ме­даль "Ллой­да" "За спа­се­ние жиз­ни на мо­ре", по­чет­ный адрес жи­те­лей Лон­до­на в се­реб­ря­ной пап­ке, зо­ло­тые ча­сы с це­пью и се­реб­ря­ный ку­бок Лон­до­на 220 се­реб­ря­ных ме­да­лей "За доб­лесть" вме­сте с де­неж­ны­ми воз­на­граж­де­ни­я­ми бы­ло вру­че­но мо­ря­кам су­дов, ко­то­рые при­ни­ма­ли уча­стие в спа­се­нии. Мат­рос Эд­вард Хэй­вей по­лу­чил на­гра­ду из рук ко­ро­ля Ан­глии Ге­ор­га V в Бу­кин­гем­ском двор­це. Ко­роль Бель­гии Аль­берт вру­чил кре­сты и ме­да­ли чле­нам эки­па­жа па­ро­хо­да "Кро­он­ланд". В Лон­доне, в зда­нии ра­дио­ком­па­нии "Мар­ко­ни", сам Гуль­нель­мо Мар­ко­ни вру­чил зо­ло­тые ча­сы со сво­ей гра­ви­ров­кой ра­ди­стам "Воль­тур­но" Сед­до­ну и Пен­нинг­то­ну.

Ми­ни­стер­ство про­мыш­лен­но­сти Рос­сии на­гра­ди­ло Я. Сми­лт­ни­е­ка и Я. Зем­ту­ра по­чет­ны­ми на­груд­ны­ми зна­ка­ми за сме­лость и му­же­ство, про­яв­лен­ные при спа­се­нии че­ло­ве­че­ской жиз­ни на мо­ре.

Я. Н Зем­тур по­ка­зы­вал ав­то­ру это­го по­вест­во­ва­ния фу­тляр из крас­но­го де­ре­ва, в ко­то­ром хра­нил­ся се­реб­ря­ный би­нокль, вру­чен­ный ему в Ан­глии В пе­ре­во­де с ан­глий­ско­го над­пись, вы­гра­ви­ро­ван­ная на фу­тля­ре от би­нок­ля, зву­чит сле­ду­ю­щим об­ра­зом "Бри­тан­ское пра­ви­тель­ство пре­под­но­сит этот дар Яну Н. Зем­ту­ру с п/х "Царь" из Ли­ба­вы в знак вы­со­чай­шей оцен­ки его гу­ман­но­сти и от­ва­ги, про­яв­лен­ных при спа­се­нии ко­ман­ды и пас­са­жи­ров п/х "Воль­тур­но", по­тер­пев­ше­го бед­ствие в Се­вер­ной Ат­лан­ти­ке 9 ок­тяб­ря 1913 го­да" Со­бы­тия, про­ис­шед­шие в ок­тяб­ре 1913 го­да в штор­мо­вой Ат­лан­ти­ке, бы­ли, без­услов­но, од­ной из яр­ких стра­ниц в био­гра­фии штур­ма­на Зем­ту­ра. Сын ба­тра­ка, по­сле служ­бы в тор­го­вом фло­те Я. Н Зем­тур дол­гие го­ды был смот­ри­те­лем ма­я­ка на мы­се Кол­ка, во вре­мя вой­ны пар­ти­за­нил. В по­след­ние го­ды он ру­ко­во­дил ра­бо­чей ар­те­лью в по­сел­ке Па­пе близ Ли­е­паи. Умер он в глу­бо­кой ста­ро­сти у се­бя на ро­дине.

А ка­ко­ва же судь­ба па­ро­хо­да "Царь"? За 37 лет экс­плу­а­та­ции он сме­нил че­ты­ре фла­га и че­ты­ре на­зва­ния ("Эс­то­ния", "Пу­лас­ки" и "Эм­пай­ер Пен­рин"). В 1945 го­ду ан­гли­чане разо­бра­ли па­ро­ход на ме­тал­ло­лом. Но что бы ни ста­ло с суд­ном, ге­ро­и­че­ское по­ве­де­ние эки­па­жа это­го па­ро­хо­да в тра­ги­че­скую ночь 9 ок­тяб­ря 1913 го­да еще раз воз­вы­си­ло флаг рос­сий­ско­го фло­та в гла­зах все­го ми­ра.

Ис­точ­ник